Сертификационные испытания авиалайнеров семейства МС-21 сейчас и в ближайшей перспективе

В конце января нынешнего 2022 года четвертый летный образец опытного самолета МС-21-300 перелетел из Жуковского в Якутск для испытаний в условиях низких отрицательных температур воздуха

Испытания морозом в Якутии

Согласно официальным сообщениям, наземные и летные испытания перспективного ближне-среднемагистрального авиалайнера МС-21-300 (заводской серийный № MSN 73056), оснащенного двумя американскими двигателями PW1400G-JM, будут проходить примерно в течение трех недель в зависимости от температуры воздуха в регионе. В 2022 г. планируется провести работы над расширением эксплуатационных возможностей самолета, который получил базовый сертификат в декабре 2021 г.

Сейчас полученный базовый сертификат разрешает эксплуатацию самолета МС-21-300 при температуре наружного воздуха у земли –30°C. Ранее системы самолета были успешно протестированы на стендах в температурных режимах до –55°C.

Машине МС-21-300, оснащенной турбореактивными двигателями PW1400G-JM американской компании Пратт-Уитни (Pratt & Whitney), в дальнейшем предстоят испытания в условиях высокогорья, жары и др.

Каждому этапу испытаний в Якутии предшествует выхолаживание самолета: в вечернее и ночное время машина будет находиться на открытой стоянке в течение 12 часов. По договоренности, организационную и техническую поддержку испытаниям оказывают аэропорт «Якутск» и авиакомпания «Якутия». В аэропорту «Якутск» ранее испытывались во время сертификационных испытаний в условиях низких температур самолеты «Суперджет-100», машины семейства Ил-96, самолет-амфибия Бе-200, а также авиалайнеры компаний Эрбас и Боинг.

Импортозамещение элементов конструкций из композитов

В ближайшей перспективе разработчикам авиалайнера необходимо будет получить одобрение главного изменения типовой конструкции МС-21 в части силовых элементов самолета, изготовленных из российских композиционных материалов, т.к. был сертифицирован самолет, в котором крыло и ряд элементов конструкции планера были изготовлены из импортных композитов, приобретение которых из-за санкций в отношении России прекращено.

Необходимо провести прочностные (ресурсные) испытания агрегатов самолета из отечественных композитов, в частности, крыла, центроплана, кессонов крыла и стабилизатора. Необходимо провести климатикопрочностные статические испытания кессона крыла на несущую способность, на ремонтопригодность элементов конструкции крыла и др.

Импортозамещение бортового оборудования

Вице-премьер правительства Юрий Борисов, выступая на Красноярском экономическом форуме (КЭФ-2021), который проходил с 12 по 16 апреля 2021 г., заявил, что санкции стали причиной задержки вывода самолета МС-21 на рынок и что предстоит «очень тяжелая напряженная работа, чтобы заместить до 40% присутствия иностранного бортового оборудования в этом флагманском проекте».

Сейчас подготавливается программа наземных и летных сертификационных испытаний опытных образцов самолетов MC-21 с бортовыми системами российского разработки и производства, включая самолеты с отечественными двигателями ПД-14.

Стоит напомнить, что для самолетов марки МС-21-300 с американскими двигателями и машины МС-21-310 с отечественными двигателями ПД-14 часть авионики поставляется американскими компаниями Honeywell, UTC Aerospace Systems, Collins Aerospace. Американская компания Goodrich при участии российской компании «Авиаприбор» поставляет систему управления полетом. Американская компания Hamilton Standard отвечает за поставки электрогенераторов и вспомогательного бортового электрооборудования.

В конце декабря 2021 г. правительством России было принято решение о выделении для программы импортозамещения для самолета МС-21 более 61 млрд. рублей. Однако для ее реализации потребуются годы и дополнительные сертификационные испытания. Год от года стоимость проекта по самолету МС-21 неуклонно возрастает. К январю 2022 г. на проект израсходовано около $ 4,54 млрд.

Досье сайта

В настоящее время в программе летных испытаний ближне-среднемагистрального самолета МС-21-300 по российским и европейским нормам задействовано шесть авиалайнеров МС-21-300 (машины бортовые №№ 73051, 73053, 73054, 73055, 73056 и 73361). На пяти опытных образцах самолета МС-21-300 установлен американский двигатель PW1400G-JM. На шестой машине (пятом летном образце с(заводским серийным № MС.0012) установлен российский двигатель ПД-14. Принято решение, что модификация авиалайнера МС-21-300, оснащенная двумя отечественными двигателями ПД-14, будет обозначаться как МС-21-310.

Первый опытный самолет МС-21-300 (бортовой № 73051) 22 декабря 2021 г. выполнил перелет из Жуковского в Иркутск для переоборудования в версию МС-21-310 путем замены американских двигателей PW1400G-JM на российские моторы ПД-14. Ремоторизацию авиалайнера осуществляют на Иркутском авиазаводе.

Самолет МС-21-300 с американскими двигателями PW1400G-JM получил сертификат Росавиации 27 декабря 2021 г. Руководитель Минпромторговли России Денис Мантуров 28 декабря 2021 г. сообщил о получении базового сертификата типа для самолета с двигателями Pratt & Whitney PW1400G-JM и крылом из зарубежных композитов (видимо, в ближайшей перспективе таких самолетов будет всего семь штук из-за отсутствия импортных композиционных материалов).

Сертификационные испытания МС-21-310 с моторами ПД-14 намечено завершить в декабре 2022 г. Двигатель ПД-14 был сертифицирован в 2018 г. Серийное производство мотора уже началось на заводе в Перми. В сертификации машины МС-21-310 будут участвовать два самолета (опытные 001 и 005).

Четыре самолета МС-21 с крылом из отечественных композитов и американскими двигателями PW1400G-JM должны быть поставлены в конце 2022 г. стартовому заказчику – авиакомпании «Россия».

Юрий Пономарев

 

Фото сайт picaby.ru