Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
25 декабря 2021 г. на аэродроме Иркутского авиазавода (ИАЗ) совершил первый полет шестой опытный образец самолета МС-21-300, оснащенный двумя американскими двигателями PW1400G-JM, с крылом из российских композиционных материалов (КМ). 28 декабря МС-21-300 получил базовый сертификат
Самолет пилотировал экипаж в составе летчика-испытателя, Героя России Романа Таскаева и летчика-испытателя, Героя России Олега Кононенко. По заявлению Романа Таскаева, полет машины с бортовым № 73361 и заводским № МС.0013 прошел штатно, без замечаний.
На первых опытных образцах самолета МС-21-300/310 установлено крыло из зарубежных композитов. Разработкой и производством деталей и агрегатов из отечественных полимерных композиционных материалов для планера самолета МС-21 пришлось заниматься компании «Аэрокомпозит» (Ульяновск), которая входит в состав Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), так как осенью 2018 г. Министерство торговли США внесло компанию "Аэрокомпозит" в санкционный список и запретило продавать американской компании Hexcel и японской Toray Industries композиционные материалы, предназначенные для России.
По словам руководителя Минпромторговли России Дениса Мантурова, на создание крыла для МС-21 из отечественных КМ было израсходовано 4,4 млрд. руб. Министр сообщил, что получение изменений в сертификат типа в части композитного крыла из российских материалов планируется на вторую половину 2022 г. К настоящему моменту изготовлено композитное крыло для двух первых серийных самолетов МС-21, идет изготовление третьего комплекта.
Согласно официальным сообщениям, перспективный ближне-среднемагистральный авиалайнер МС-21-300, оснащенный американскими двигателями, который получил базовый сертификат, будет продолжать проходить сертификационные испытания для снятия ряда ограничений
Однако программа по выпуску серийных машин МС-21-300 в одночасье может «зависнуть», если американцы ужесточат санкции и запретят компании Пратт-Уитни продавать турбореактивные двигатели PW1400G-JM в Россию.
Программа по авиалайнеру МС-21-310 с отечественными двигателями ПД-14, который проходит сертификационные испытания, тоже может оказаться в подвешенном состоянии, если американцы запретят поставлять в Россию комплекты бортового оборудования для МС-21, разработанные и выпускаемые компаниями США.
Вице-премьер правительства Юрий Борисов, выступая на Красноярском экономическом форуме (КЭФ-2021), который проходил с 12 по 16 апреля нынешнего года, заявил, что санкции стали причиной задержки вывода самолета МС-21 на рынок и что предстоит «очень тяжелая напряженная работа, чтобы заместить до 40% присутствия иностранного бортового оборудования в этом флагманском проекте».
Стоит напомнить, что для самолетов марки МС-21-310 с отечественными двигателями ПД-14 часть авионики поставляется американскими компаниями Honeywell, UTC Aerospace Systems, Collins Aerospace. Американская компания Goodrich при участии российской компании «Авиаприбор» поставляет систему управления полетом. Американская компания Hamilton Standard отвечает за поставки электрогенераторов и вспомогательного бортового электрооборудования.
В конце декабря 2021 г. правительством России было принято решение о выделении на программу импортозамещения для самолета МС-21 более 61 млрд. рублей. Однако для ее реализации потребуются годы и дополнительные сертификационные испытания.
Досье сайта
В настоящее время в программе летных испытаний ближне-среднемагистрального самолета МС-21-300 по российским и европейским нормам задействовано шесть авиалайнеров МС-21-300 (машины №№ 73051, 73053, 73054, 73055, 73056 и 73361). На пяти опытных образцах самолета МС-21-300 установлен американский двигатель PW1400G-JM. На пятом летном образце перспективной машины (заводской серийный № MС.0012) установлен российский двигатель ПД-14. Принято решение, что модификация авиалайнера МС-21-300, оснащенная двумя отечественными двигателями ПД-14, будет обозначаться как МС-21-310.
Первый опытный самолет МС-21-300 (бортовой № 73051) 22 декабря 2021 г. выполнил перелет из Жуковского в Иркутск для переоборудования в версию МС-21-310 путем замены американских двигателей PW1400G-JM на российские моторы ПД-14. Ремоторизацию авиалайнера осуществят на Иркутском авиазаводе.
Самолет МС-21-300 с американскими двигателями PW1400G-JM получил сертификат Росавиации 27 декабря 2021 г. Сертификационные испытания МС-21-310 с моторами ПД-14 намечено завершить в 2022 г.
Юрий Пономарев
Фото ОАК