Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Одним из главных событий уходящего 2021 года можно назвать ликвидацию АО «РСК «МиГ» как юридического лица и передачу всех полномочий компании «Сухой». ОКБ под руководством А.И. Микояна было создано 82 года тому назад
Сообщение о поглощении
В начале уходящего декабря на сайте ОАК появилось официальное сообщение следующего содержания: «Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК), входящая в состав госкорпорации (ГК) «Ростех», уведомляет, что АО «Компания «Сухой» и АО «Российская самолетостроительная корпорация «МиГ» (РСК «МиГ») объединены в одну компанию». В сообщении указывалось, что ОАК продолжает «централизацию управления входящих в корпорацию предприятий и упрощение своей корпоративной структуры».
Объединение двух компаний одобрили на прошедшем 30 ноября заседании Совета директоров ОАК. Решение по реорганизации должны одобрить на собрании акционеров ОАК, которое пройдет в январе 2022 г. «Сухой» и «МиГ» уже имеют опыт совместной работы в интересах обеспечения безопасности и обороноспособности страны», – заявили в ОАК.
Генеральный директор ОАК Юрий Слюсарь по этому поводу сказал следующее: «Предстоящее объединение – важнейшее событие для авиационной отрасли. Проведена подготовка, проработаны детали, для того чтобы приступить к формированию объединенного субъекта российского самолетостроения – структуры, способной придать мощный импульс развитию авиационного комплекса «Ростеха» и всей отрасли».
На счет «мощного импульса» у Юрия Борисовича получился явный перебор. Можно предположить, что это понадобилось Ю.Слюсарю, что «утешить» авиационную общественность. Необходимо помнить, что ОАК сейчас подчиняется решениям руководства ГК «Ростех».
Стоит сказать о следующей официальной информации: по результатам 2020 г. компания «Сухой» получила выручку 140 млрд. рублей, что на 46% выше уровня 2019 г. и чистую прибыль в размере 5,6 млрд. рублей (на 26% выше уровня 2019 г.). Выручка РСК «МиГ» в 2020 г. составила 70 млрд. рублей, превысив уровень 2019 г. на 19%.
Предвестник объединения компаний
У компаний «Сухой» и РСК «МиГ» длительное время было разное состояние дел. «Сухой» вел и ведет программу перспективного тяжелого истребителя пятого поколения Су-57 и модернизацию истребителей линейки Су-27/30. РСК «МиГ» в области военной авиации проводил работы по модернизации своих истребителей и, в частности, активно продвигал проект усовершенствованного истребителя семейства МиГ-29 – машины МиГ-35.
В государственной программе вооружений России (ГПВ-2020) предусматривалась разработка легкого истребителя взлетной массой около 15 т, но средства на проект не были выделены. Руководство Российской самолетостроительной корпорации (РСК) «МиГ» решило в инициативном порядке провести научно-исследовательские работы (НИР) по проекту создания перспективного легкого истребителя (ПЛИ) пятого поколения.
Подробности проекта перспективной машины не разглашались. По словам разработчиков, основная сложность проводимых НИР заключалась в отсутствии современного авиадвигателя необходимой тяги для установки на ПЛИ и в большой стоимости работ по постройке опытных образцов самолета, которую нынешний военный бюджет страны потянуть не может.
На МАКС-2021 впервые была продемонстрирована перспективная боевая машина Checkmate («Шах и мат»). Проект легкого тактического истребителя разработан в ОКБ компании «Сухой» и имеет условное обозначение Су-75.
Самолет Су-75 (Checkmate) – это многофункциональный истребитель пятого поколения, который позиционируют как легкий. В отличие от двухдвигательного истребителя Су-57, машина Су-75 имеет только один двигатель. Юрий Слюсарь сообщил, что на Checkmate установят двигатель АЛ-41Ф-1. Важной особенностью самолета является модульная конструкция. Состав бортового оборудования можно менять в зависимости от требований заказчика.
Базовая цена легкого однодвигательного истребителя пятого поколения Checkmate составит около $30-35 млн., сообщил журналистам на авиасалоне в Дубае руководитель госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов. Ранее глава «Ростеха» оценивал стоимость истребителя Су-75 в $25-30 млн. Перспективную машину уже активно предлагают на мировом рынке в первую очередь развивающимся странам.
Как заявил на авиасалоне в Дубае руководитель ОАК Юрий Слюсарь, работы по изготовлению трех опытных образцов истребителя Checkmate уже начались на авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре. Первый испытательный полет истребителя пятого поколения Checkmate планируется осуществить в 2023 г., серийное производство намечается развернуть в 2026 г., а первые поставки запланированы на 2027 г.
17 сентября нынешнего года вице-премьер Юрий Борисов рассказал, что в новую госпрограмму вооружений на 2024-2033 гг. могут внести положение о закупке партии истребителей Су-75 для Воздушно-космических сил России. Если этого не сделать, очень трудно будет найти заказчика за кордоном. Надо торопиться: на подходе шестое поколение истребителей.
После появления сообщений о реализации проекта по боевой машине Су-75 (Checkmate) стало ясно, кто победил среди двух отечественных компаний, занимающихся разработкой и производством истребителей и штурмовиков.
Юрий Пономарев
Фото сайта infosmi.net и discover24.ru
На снимках: модель истребителя РСК «МиГ» (вверху) и натурный макет истребителя Су-75 Checkmate