Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
На Новосибирском авиазаводе (НАЗ) ведется изготовление опытной партии тяжелого ударного беспилотного летательного аппарата (БЛА) С-70 «Охотник»
В августе 2020 г. руководитель Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Юрий Слюсарь заявил, что Минобороны России начнет получать первые серийные БЛА С-70 с 2024 г., а на вооружение они должны поступить в 2025 г.
Согласно планам, три беспилотника С-70 «Охотник» (второй, третий и четвертый опытные образцы) должны быть построены в 2021-2022 гг. и последовательно введены в программу летных испытаний в течение 2022-2023 гг.
Разработка тяжелого БЛА С-70 в рамках НИР «Охотник-Б» ведется компанией «Сухой» в интересах Минобороны России с 2012 г. Выкатка первого опытного образца С-70 «Охотник» из сборочного цеха НАЗ им. В.П.Чкалова состоялась летом 2018 г., а пробежки по взлетно-посадочной полосе (ВПП) аэродрома Новосибирского авиазавода перспективный отечественный тяжелый беспилотник начал совершать в ноябре 2019 г. Днем 3 августа 2019 г. С-70 «Охотник» совершил первый полет.
БЛА С-70 оснащен аппаратурой для оптико-электронной, радиотехнической и других видов разведки. По сообщению Минобороны России, в настоящее время на третьем опытном образце истребителя пятого поколения Су-57 установлен ряд бортовых радиоэлектронных систем (БРЭО) С-70. В частности, аппаратура связи «борт – борт» для обмена информацией между С-70 и Су-57. Испытания БРЭО С-70, установленной на истребителе Су-57, по утверждению разработчиков, дает «возможность не останавливать действия по другим составным частям опытно-конструкторской работы». На сегодняшний день известно, что С-70 готовится к «работе» в группе.
Эксперты предполагают, что БЛА С-70 имеет взлетную массу около 25 т (из которых 2,8 т придется на вооружение) при длине планера около 14 м и размахе крыла около 19 м. Среди данных о дальности полета С-70 в специализированных отечественных и зарубежных сайтах встречается большой разброс цифр: от 3 тыс. км до 5-6 тыс. км. Максимальная скорость полета БЛА оценивается экспертами приблизительно в 1000 км/час.
Вооружение С-70 размещается во внутренних отсеках. Размеры отсеков позволяют С-70 нести различное оружие: от управляемых ракет до корректируемых авиабомб массой до 500 кг.
По утверждению разработчиков БЛА С-70 «Охотник» компании «Сухой» выполнен с применением «стелс-технологий». При изготовлении планера БЛА широко используются композиционные материалы. Также недавно стало известно, что серийные С-70 получат двигатель АЛ-41Ф без форсажной камеры. Двигатели оснастят плоским соплом для снижения тепловой и радиолокационной заметности. Сейчас на первом опытном образце С-70 установлен двигатель АЛ-31Ф.
Второй опытный образец С-70 строится с изменениями, внесенными в конструкцию по опыту испытаний первого опытного экземпляра, третий и четвертый образцы будут фактически соответствовать серийной версии БЛА.
Юрий Пономарев
Фото ОАК