Строительство первого опытного самолета Ту-160М2 на Казанском авиазаводе столкнулось с трудностями

Казанский авиазавод один за другим с инспекторскими визитами посетили министр обороны С.Шойгу и генеральный директор госкорпорации «Ростех» С.Чемезов

В феврале 2020 г. заместитель министра обороны генерал-полковник Алексей Криворучко (ныне имеет звание генерала армии) заявил в СМИ, что модернизированный сверхзвуковой стратегический бомбардировщик Ту-160М2, построенный с «нуля», совершит свой первый полет в 2021 г. и что его строительство идет по плану. А.Криворучко также сообщил, что поставки в соединения и части дальней авиации Минобороны РФ машины Ту-160М2 должны начаться в 2023 г. Воздушно-космические силы (ВКС) России получат 10 бомбардировщиков Ту-160М2 к 2027 г. В частности, генерал А.Криворучко заявил, что новые модернизированные самолеты Ту-160М2, построенные с «нуля», не будут отличаться от модернизированных бомбардировщиков марки Ту-160М. Маркировка Ту-160М2 будет использоваться для обозначения построенных с «нуля» усовершенствованных машин марки Ту-160. Всего до уровня Ту-160М также должны быть модернизированы 15 строевых самолетов ВКС России.

27 августа нынешнего 2021 года на Казанский авиационный завод им. С.П.Горбунова (КАЗ – филиал ПАО «Туполев»), где строятся Ту-160, приехал министр обороны, генерал армии Сергей Шойгу. Министра сопровождал президент Татарстана Рустам Минниханов. Во время визита С.Шойгу впервые был публично продемонстрирован находящийся в стадии строительства на предприятии первый опытный образец модернизированного стратегического бомбардировщика Ту-160М2.

17 сентября текущего года КАЗ посетил генеральный директор госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов. Как сказано в официальном пресс-релизе, что посещение КАЗ состоялось «в сопровождении президента Татарстана Рустама Минниханова, генерального директора ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК)» Юрия Слюсаря, управляющего директора ПАО «Туполев» Вадима Королева, директора КАЗ Николая Савицких и др. Сергей Чемезов ознакомился с ходом выполнения государственного оборонного заказа и техперевооружения на предприятии. Напомним, что компания «Туполев» входит в состав ОАК, а та в свою очередь в состав госкорпорации «Ростех».

Визиты на КАЗ двух «больших начальников» в течение небольшого отрезка времени позволяют предположить, что на «стройке века» – работах по изготовлению Ту-160М2 – сложилась сложная ситуация.

Беспрецедентен факт разрешения со стороны спецорганов поместить в Интернете фотографию строящегося Ту-160М2 и видеоролик, как иллюстрации посещения КАЗ С. Шойгу. Можно предположить, что общественность постепенно готовят к тому, что в конце 2021 г. объявят о переносе сроков передачи первого образца Ту-160М2 на Летно-испытательную станцию КАЗ, т.к. эксперты сходятся во мнении, судя по состоянию первого самолета Ту-160М2 в цеху КАЗ, что вряд ли первый Ту-160М2 будет достроен и поднят в воздух ранее конца 2022 г.

Стоит напомнить, что 25 января 2018 г. Минобороны России (в лице генерала Юрия Борисова) в присутствии президента Владимира Путина подписало в Казани с ПАО «ОАК» (в лице генерального директора Юрия Слюсаря) контракт стоимостью 160 млрд. руб. на строительство до 2027 г. десяти новых бомбардировщиков Ту-160М2.

28 августа 2021 г. в эфире телеканала «Россия-1» Сергей Шойгу рассказал, что Минобороны России подписало с Казанским авиационным заводом контракты на 364 млрд. рублей со сроком исполнения до 2028 г. По его словам, помимо изготовления Ту-160М2, авиазавод проведет глубокую модернизацию стратегических бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-95МС, а также поставит военному ведомству самолеты Ту-214. Речь идет о контрактах жизненного цикла, позволяющих «снизить стоимость летного часа, спокойно чувствовать себя на дистанции 10-15 лет», – уточнил министр обороны.

Параллельно с возобновлением серийного производства самолета Ту-160 на Казанском авиазаводе проводится реконструкция предприятия, ведутся работы по обновлению станочного парка. В частности, будет проведена реконструкция Летно-испытательной базы, построят корпуса агрегатной и окончательной сборки, отремонтируют имеющиеся производственные цеха и объекты, реконструируют Инженерный центр КАЗ и др. Сейчас на КАЗ трудится более восьми тысяч человек.

Можно уверенно предположить, что для «плотного контроля» над денежными потоками по настоянию руководства Татарстана президент Рустам Минниханов возглавил совет директоров ПАО «Туполев». Решение было принято 16 сентября нынешнего года на очном заседании Совета директоров компании «Туполев». Очное заседание Совета директоров прошло на Казанском авиазаводе. Совет директоров также рассмотрел вопросы финансово-экономической деятельности предприятия, выполнения текущих контрактов в рамках гособоронзаказа и готовность к исполнению будущих госконтрактов.

В своем заключительном выступлении на мероприятии Р.Минниханов сказал: «Хотел бы поблагодарить вас за оказанное доверие. Для нас Казанский авиационный завод – это стратегическое предприятие. Уверен, что вместе с коллегами из ОАК и «Ростеха» мы обеспечим эффективную работу авиационного комплекса в интересах Российской Федерации».

Юрий Пономарев

 

Фото ОАК