Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Руководство Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) заявило, что подготовлены производственные планы для ТАНТК им. Г.М. Бериева, которые обеспечат сбалансированную загрузку предприятия до 2026 г.
В начале сентября 2020 г. председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко посетила Ростовскую область, в частности, побывала на Таганрогском авиазаводе (ТАНТК), где провела совещание «О состоянии и перспективах развития российского авиастроения». По официальной информации, «в ходе совещания Валентина Матвиенко выразила готовность оказать поддержку и содействие в принятии решений о дополнительных мерах господдержки предприятия и обеспечения его загрузки». Выступая на совещании, генеральный директор ОАК Юрий Слюсарь рассказал, в частности, о текущей загрузке ТАНТК им. Г.М.Бериева и подчеркнул, что необходимо обеспечить предприятие новыми заказами по поставкам Бе-200 в интересах российских ведомств, в первую очередь МЧС России.
В декабре 2020 г. на сайте госзакупок появилось сообщение, что МЧС и компания им. Г.М.Бериева заключили контракт , согласно которому МЧС должно получить два новых самолета-амфибии Бе-200. Общая стоимость контракта составляет 5,7 млрд. руб. В договоре, который был опубликован на сайте госуслуг, указано, что самолеты-амфибии должны быть поставлены в базовом (пожарном) варианте и иметь возможность конвертации в спасательный, грузовой или пассажирский варианты. Срок поставки двух самолетов стоимостью 2,85 млрд. руб. каждый – до 1 декабря 2022 г.
Прошел год, и Валентина Матвиенко 10 сентября текущего года вновь посетила Таганрог и побывала на авиазаводе. В.Матвиенко доложили, что началось изготовление еще двух машин в рамках проекта создания специальной эскадрильи. Планируется, что создаваемая эскадрилья будет состоять из десяти самолетов российского производства и использоваться для оказания помощи в борьбе с лесными пожарами на территории России, а также в рамках гуманитарных миссий в регионах с жарким климатом по всему миру. Согласно официальному заявлению, «уже сверстаны производственные планы, обеспечивающие сбалансированную загрузку ТАНТК им. Г.М.Бериева до 2026 г.».
До конца нынешнего года планируется постройка одного самолета-амфибии Бе-200 для МЧС России. К настоящему моменту МЧС России получило 12 самолетов-амфибий Бе-200ЧС. По словам руководителя госкорпорации «Ростех» Сергея Чемезова, из 12 находящихся на балансе МЧС России самолетов Бе-200 «на крыле» находится только 7 машин. В общей сложности к середине 2021 г. (с 2003 г.) суммарно было построено 20 самолетов Бе-200, в том числе два опытных и семь серийных.
Стоит напомнить, что 14 сентября нынешнего года самолет-амфибия Бе-200, входящая в состав авиации ВМФ России и принимавшая участие в тушении лесных пожаров, разбилась при заходе на посадку на юго-востоке Турции. Все находящиеся на борту люди погибли в этой авиакатастрофе: пятеро российских военнослужащих и трое турецких граждан.
ТАНТК им. Г.М.Бериева имеет большие долги: текущие обязательства авиазавода превышают сумму его активов. Положение дел могли бы поправить контракты из-за рубежа. Однако многолетняя практика показывает, что ряду заинтересованных стран дорого приобретать и содержать самолет-амфибию Бе-200. Этим странам, в частности, Греции и Испании нужен не столько самолет, сколько сезонная услуга по тушению пожаров.
Юрий Пономарев
Фото ОАК