Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Дальнемагистральный авиалайнер CR929 позиционируется как конкурент пассажирским самолетам: американскому Боинг-777 и европейскому А330. CR929 находится в роли догоняющего: на мировой рынок вышли модели авиалайнеров нового поколения – самолеты Боинг-787 и A350
Из Китая 1 сентября 2021 г. пришло сообщение: китайская авиастроительная корпорация COMAC завершила подготовительные работы и приступила к строительству первого опытного образца широкофюзеляжного пассажирского самолета CR929. В 2018 г. COMAC изготовила первую цельнокомпозитную секцию фюзеляжа CR929 длиной 15 метров и диаметром 6 метров. Это была первая авиационная конструкция такого размера, изготовленная в Китае полностью из композиционных материалов. Макет салона-демонстратора широкофюзеляжного самолета CR929 в масштабе 1:1 был продемонстрирован в отдельном павильоне на МАКС-2019.
Авиалайнер CR929 создается специалистами российско-китайского СП CRAIC (China-Russia Commercial Aircraft International Corp.) – Китайско-российской международной коммерческой авиастроительной корпорацией, зарегистрированной в Шанхае.
Первые соглашения по авиалайнеру CR929 были подписаны на правительственном уровне в 2014 г. В сентябре 2017 г. проект широкофюзеляжного дальнемагистральнего самолета (ШФДМС) получил официальное наименование – CR929. Предполагаемая стоимость разработки перспективного авиалайнера озвучена в сумму около $20 млрд. Цена одного экземпляра самолета CR929 определена в $ 113,5-117,8 млн. Разработчики CR929, приняли решение, что в течение первых лет серийного выпуска машина должна быть на 20% дешевле зарубежных конкурентов.
Базовая версия самолета CR929-600 в трехклассной компоновке будет способна перевозить 280 пассажиров на расстояние до 12 тыс км. Семейство самолетов будет состоять также из модификаций с удлиненным фюзеляжем (модель CR929-700 с количеством кресел на 320 пассажиров) и укороченным фюзеляжем (модель CR929-500 – 230 кресел).
В настоящее время над проектом авиалайнера работает объединенная российско-китайская инженерная группа, которую возглавляет с российской стороны главный конструктор Максим Литвинов и с китайской стороны – главный конструктор Чен Инчун.
Компания CRAIC планирует провести первый полет авиалайнера CR929 в 2023 г, а в 2029 г. совершить стартовую поставку заказчику первых серийных машин.
Юрий Пономарев
Фото автора