Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
После катастрофы 17 августа 2021 г. перспективного военно-транспортного самолета Ил-112В были приостановлены полеты первого летного образца (переходной версии) самолета Ил-114-300 (№ 0108), оснащенного двигателями ТВ7-117СТ-01
Также компания «ОДК-Климов» (разработчик мотора) решила временно прекратить полеты вертолетов Ми-38 с двигателем ТВ7-117В (вертолетный вариант ТВ7-117) из-за крушения Ил-112В в подмосковной Кубинке.
Руководство Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) сообщило, что «необходимо проанализировать детали и обстоятельства произошедшего с Ил-112В, включая анализ объективных данных с бортового самописца. Поэтому испытательные полеты опытного самолета Ил-114-300, оборудованного схожей силовой установкой, некоторое время не будут проводиться».
Компания «Ил» при летных испытаниях самолета Ил-114-300 столкнулась с серьезными проблемами с турбовинтовым двигателем (ТВД) ТВ7-117СТ-01, который ранее планировалось сертифицировать в первом квартале 2022 г. Так, например, 5 февраля нынешнего года машина Ил-114-300 прервала испытательный полет и совершила вынужденную посадку на аэродроме ЛИИ им. М.М.Громова на одном работающем двигателе. Во время полета на борту самолета сработал датчик температуры масла в одном из двигателей. Экипаж, руководствуясь инструкцией, решил прервать полет.
Это не первый и не второй случай сдвига сроков реализации программы по модернизированному региональному самолету Ил-114-300. В начале 2019 г. было заявлено, что выкатка первого опытного образца машины Ил-114-300 (переходной версии) состоится конце мая, а первый полет, соответственно, летом 2019 г. и что самолет Ил-114-300 будет показан на МАКС-2019. Затем в июне на официальном уровне сообщили, что выкатка самолета (переходной версии) состоится в конце октября 2019 г., а первый полет модернизированной модели регионального самолета Ил-114-300 планируется осуществить в ноябре 2019 г. в ЛИЦ им. В.К.Коккинаки компании «Ильюшин».
Первый полет машины Ил-113-300 состоялся 16 декабря 2020 г. (около 10 минут), был сделан один круг в районе аэродрома ЛИИ. 19 января 2021 г. состоялся второй испытательный полет первого опытного образца регионального самолета Ил-114-300. Полет продолжался 2 часа 47 минут и проходил на высотах до 2 тыс. м и скоростях до 290 км/ч. Самолет пилотировал экипаж в составе летчиков-испытателей компании «Ильюшин» Николая Куимова и Дмитрия Комарова, а также бортинженера-испытателя Олега Грязева.
Самолет Ил-114-300 демонстрировался в полете и на статической стоянке на МАКС-2021. Экипаж состоял из командира – заслуженного летчика-испытателя России Игоря Зинова, второго пилота – Героя России, заслуженного летчика-испытателя России Михаила Кондратенко.
В настоящее время на Луховицком машиностроительном заводе ведется строительство второго опытного летного образца машины Ил-114-300 (№ 0110), изготовление которого, по утверждению заместителя министра промышленности и торговли России Олега Бочарова, намечено завершить в 2021 г. Заметим, что строительство самолета Ил- 114-300 (№ 0110) началось в 2019 г.
На второй опытной машине Ил-114-300 (№ 0110) изменено поперечное V крыла относительно базового самолета, оно увеличено с 0 до +7°, что обеспечивает самолету лучшую поперечную устойчивость, а при посадке – больший угол отклонения закрылков (до 30°) и, соответственно, меньшую посадочную скорость. Дистанция разбега составляет 650 м, пробега – 550 м. По словам разработчиков, за счет увеличения поперечного V крыла конструкторам удалось «приподнять» двигатель и увеличить расстояние от концов лопастей винта до поверхности земли. Предпринятые меры, а также защита композитных лопастей от попадания гравия позволят, по утверждению разработчиков, приземляться самолету не только на оборудованные бетонные ВПП, но также на грунт плотностью 7,5 кг/см², плотный снег и на полосы с травяным покрытием.
Усовершенствованный цифровой пилотажно-навигационный комплекс ЦПНК-114М2 разработки НИИАО должен обеспечить возможность взлета и посадки Ил-114-300 по метеоусловиям категории II ИКАО: высота принятия решения от 30 до 60 м, видимость ВПП от 350 м.
На Международном форуме «Армия-2021» вице-премьер Юрий Борисов заявил, что летные испытания легкого военно-транспортного самолета Ил-112В после крушения в Подмосковье продолжат, но потребуется работа над двигателем. По его мнению, необходимо проработать устойчивость работы и безотказность двигателя ТВ7-117. Юрий Иванович отметил, что нет необходимости приостанавливать полеты вертолетов Ми-38 с такими же двигателями.
Можно с большой долей уверенности сказать, что предстоит большая и длительная работа по доводке турбовинтового двигателя (ТВД) ТВ7-117СТ, что еще раз сдвинет «вправо» программу по созданию региональной машины Ил-114-300. До катастрофы машины Ил-112В турбовинтовой двигатель (ТВД) ТВ7-117СТ-01 планировалось сертифицировать в первом квартале 2022 г., а серийные поставки самолетов Ил-114-300 начать в 2023 г.
Досье сайта
Самолет Ил-114-300 оснащен двумя турбовинтовыми двигателями ТВ7-117СТ-01 разработки и производства АО «Объединенная двигателестроительная корпорация(ОДК)-Климов» (входит в составе госкорпорации «Ростех»). Двигатель обладает мощностью на взлетном режиме до 3100 л.с. и, по сравнению с базовым двигателем ТВ7-117СМ, отличается более высокими мощностями на взлетном и крейсерском режимах. Заметим, что первый вариант двигателя ТВ7-117С, ставший в будущем основой для разработки семейства двигателей различного назначения, начали разрабатывать с 1980-х годов прошлого века под руководством А.А.Саркисова (1936-2019).
Двигатели первых серий имели назначенный ресурс в 800 часов и ресурс в 1000 часов у воздушных винтов СВ-34. На большинстве построенных на Ташкентском авиазаводе самолетах Ил-114 вместо ТВД ТВ7-117СТ устанавливались американские двигатели Пратт-Уитни PW-127H с назначенным ресурсом в 6000 часов. Нештатная работа винтомоторной группы двигателя ТВ7-117 явилась причиной катастрофы самолета Ил-114 в июле 1993 г. на аэродроме ЛИИ. Погибли и умерли от полученных ранений 7 человек из 9 находившихся на борту самолета.
В октябре 2002 г. была завершена сертификация улучшенной версии двигателя ТВ7-117С – мотора ТВ7-117СМ. В 2014 г. в АО «Климов» начали разрабатывать новую модификацию двигателя – мотор ТВ7-117СТ. Мощность на максимальном взлетном режиме 3000 л.с., на повышенном чрезвычайном режиме – 3600 л.с. При сухой массе не более 500 кг двигатель имеет удельный расход топлива меньше 200 грамм на л.с. в час.
В 2017 г. для сокращения издержек производства Департамент Минобороны по обеспечению гособоронзаказа и Департамент авиационной промышленности Минпромторговли России согласовали предложение ОАК и ОДК об унификации силовых установок самолетов Ил-114-300 и Ил-112В. Так как изначально двигатель ТВ7-117СТ с воздушным винтом АВ-112 разрабатывавшийся в интересах Минобороны России, был оформлен единый директивный план-график работ по созданию, сертификации и поставке по Общим техническим требованиям ВВС двигателя ТВ7-117СТ для самолета Ил-112В и гражданской версии – ТВ7-117СТ-01 по Авиационным правилам для самолета Ил-114-300.
Юрий Пономарев
Фото ПАО "Ил"