Многолетнее мелкосерийное производство – основной тренд в гражданском секторе авиапромышленности

Тенденция в отечественной авиапромышленности такова, что с большой долей уверенности можно спрогнозировать: стагнация в гражданском секторе авиапрома продлится не менее трех лет

Основной тренд прошедших 20 лет – мелкосерийное нерентабельное производство авиалайнеров

В ближайшие три года ежегодно будет выпускаться на отечественных авиазаводах от 30 до 40 самолетов гражданского и специального назначения, т.е. приблизительно столько, сколько производилось ежегодно на протяжении последних пяти лет. Напомню, что в 2018 г. было построено 35 гражданского и специального назначения, в 2019 г. – 23 самолетов, а в 2020 г. – 19 машин.

Больше всех самолетов гражданского назначения будет строиться на авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре (КнАФ) в компании  «Региональные самолеты (РС)» (филиал корпорации «Иркут»). АО «РС» – это бывшая компания «Гражданские самолеты Сухого (ГСС)». В 2020 г. было построено 11 машин марки «Суперджет-100» (SJ-100), заказчикам поставили с конвейера и со «склада» 15 «Суперджетов». Для сравнения: в 2019 г. было построено 18 самолетов SJ-100. В нынешнем году темп производства «Суперджета» составляет один самолет в месяц.

Любопытный факт: на Воронежском авиазаводе (ВАСО) дальнемагистральные самолеты семейства Ил-96 строятся не для рынка, а исключительно для поддержания компетенции в данной нише летательных аппаратов.

Как недавно заявил вице-премьер Юрий Борисов, «сегодня ВАСО обеспечен заказами федеральных ведомств по программе Ил-96-300. В производстве в разной степени готовности находятся четыре машины, и есть перспективы дополнительной загрузки предприятия новыми контрактами. Ведется производство нового пассажирского Ил-96-400М. Эта программа позволит развивать платформу и модернизационный потенциал воздушного судна, а также обеспечить развитие компетенций по созданию данного типа самолетов».

Можно предполагать, что темп выпуска машин семейства Ил-96 составит по одному самолету в год. Приблизительно по 1-2 самолету Ил-112В будет строиться на ВАСО ежегодно. Это на авиазаводе, на котором трудится 6 тыс. человек.

Луховицкий авиазавод в ближайшие три года буде строить не намного больше региональных машин Ил-114-300, Можно с большой долей уверенности спрогнозировать, что за три года суммарно построят 5-6 самолетов Ил-114-300.

Видимо, столько же или немногим более построят в Иркутске за три года ближне-среднемагистральных авиалайнеров МС-21-300. И с помпой передадут первые серийные машины отечественным заказчикам в 2022-2023 гг.

Главная стратегия – еще более усердно «доить» госбюджет

Недавно стало известно, что Минпромторговли России подготовило план вывода на рынок линейки «конкурентоспособной продукции авиационной промышленности» и поддержки продаж отечественных самолетов стоимостью 1,84 трлн. руб. Проект предполагает выпуск к 2030 г. 735 гражданских воздушных судов, в частности самолетов семейства МС-21, Ил-114-300, ЛМС-901 «Байкал»» и др., а также разработку пяти новых моделей вертолетов. Основную часть средств – около 1,6 трлн. руб. по замыслу Минпромторговли должен предоставить до 2030 г. Фонд национального благосостояния (ФНБ), еще 244 млрд. руб. предлагается выделить из госбюджета.

Эксперты считают, что предложение Минпромторговли показывает, что конкурентная борьба «под коврами» за средства ликвидной части ФНБ, превышающей 7% ВВП, в самом разгаре. Время показало, что существующая неэффективная система управления в большей степени заточена на освоение госбюджетных средств и в меньшей степени на конечный результат.

Осуществлять разработку и производство за счет  госбюджета столь большого количества самолетов гражданского назначения имеет смысл и оправдание только при большом и устойчивом спросе на самолеты и вертолеты внутри России, которого пока нет. Летает на самолетах и вертолетах пока не более 25% населения России.

Юрий Пономарев

 

Фото ОАК