Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Затягивание сроков реализации программы по легкому военно-транспортному самолету (ЛВТС) Ил-112В как следствие многолетней стагнации в отечественной экономике
Одной из серьезнейших проблем, связанных с созданием машины Ил-112В, является перетяжеление самолета, проявившееся на этапе постройки первого опытного образца. В связи с этим в 2018 году был разработан и утвержден план по снижению массы самолета.
Два года понадобилось, что бы на Воронежском авиазаводе (ВАСО) облегчить первый летный образец самолета Ил-112В (№ 0101) на 800 кг. Можно предположить, что на «сброс» еще 1,2 т потребуется не менее 2-3 лет. Утяжеление конструкции самолета Ил-112В руководство ОКБ им. С.В.Ильюшина объяснила уходом квалифицированных кадров с предприятия.
Чтобы снизить массу Ил-112В, решено установить новые люки и двери, доработать мотогондолы и др. Будут более широко применяться композиционные материалы в конструкции планера самолета, а также намечен переход на алюминиево-литиевый сплав с меньшим удельным весом. Полностью весь необходимый объем доработок конструкции Ил-112В намечено реализовать на двух опытных машинах (№ 0103 и № 0104), которые сейчас строятся на ВАСО (с 2019 г.). Контракт на постройку этих двух самолетов был подписан ОАК и Минобороны России на Форуме «Армия-2020» в августе прошлого года. Оба два опытных образца ЛВТС планируется построить до конца 2021 г. и передать их на летные испытания, во что верится с большим трудом.
Отсутствие квалифицированных кадров на Воронежском авиазаводе является одной из проблем, влияющих на создание для Минобороны России нового военно-транспортного самолета Ил-112В. Об этом недавно заявил в ходе встречи с журналистами вице-спикер Государственной думы Алексей Гордеев. Также он признался, что есть проблема смежников, «Там же несколько сот предприятий», – сообщил он, – «Трудно наладить всю организацию производства».
Создание ЛВТС Ил-112В ведется с первой половины 2000-х годов. Постройка на Воронежском авиазаводе первых опытных образцов самолета началась в середине 2000-х годов. Затем волнами на ВАСО то сокращали кадры, то набирали новые, в итоге остались без необходимого количества высококвалифицированных кадров.
Проблемы с реализацией проекта по ЛВТС Ил-112В также касаются проектов по созданию регионального самолета Ил-114-300 и других машин. За перерасход средств ответит и уже отвечает российский налогоплательщик.
Досье сайта
Ил-112В – это легкий оперативно-тактический военно-транспортный самолет нового поколения, предназначенный для замены парка Ан-26. Новый ВТС рассчитан при проектировании на перевозку груза массой до 5 т на расстояние до 1,2 тыс. км, а 3,5 т – на расстояние до 2,4 тыс. км с крейсерской скоростью 480 км/ч. Создание ЛВТС Ил-112В, предназначенного для перевозки грузов и десантирования их, а также парашютистов, было предусмотрено Государственной программой вооружения России на период до 2015 г. (ГПВ-2015), сейчас – ГПВ-2025.
Проектирование самолета началось в первой половине 1990-х годов. В мае 2011 г. Минобороны России приняло решение отказаться от ЛВТС Ил-112 и приобрести партию самолетов Ан-140 в грузовой версии. В июле 2011 г. работы по Ил-112В на ВАСО были остановлены, а в 2015 г. возобновлены. Гражданская версия машины Ил-112Т, которой заинтересовался ряд отечественных грузовых авиакомпаний, предназначена для транспортировки широкой номенклатуры разнообразных грузов. Сейчас главный конструктор ЛВТС Ил-112В – Сергей Ляшенко.
Юрий Пономарев
Фото ОАК