Проблемы программы по созданию модернизированного сверхзвукового бомбардировщика Ту-22М3М

На Казанском авиазаводе планируют достроить как минимум четыре самолета Ту-22М3, планера которых находятся на хранении, в вариант Ту-22М3М

Сейчас в Казани ведутся заводские летные испытания двух опытных образцов модернизированного сверхзвукового бомбардировщика Ту-22М3М. Первая опытная машина Ту-22М3М поднялась в воздух 28 декабря 2018 г., а второй опытный образец Ту-22М3М совершил первый полет в марте 2020 г. Эти две машины Ту-22М3М созданы на базе строевых самолетов. Планеры бомбардировщиков, находящихся на хранении, изготовили в начале 90-х годов, но постройку машин прекратили в 1993 г. С достройкой бомбардировщиков все будет зависеть от денег, которые выделят по линии Минобороны России.

По утверждению разработчиков, во время проведенной глубокой модернизации на самолете Ту-22М3М было на 80% обновлено бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО). В частности, на обновленной машине было установлено новое навигационное, связное, прицельное оборудование, системы управления двигателями и топливной автоматикой, система радиоэлектронного противодействия. Также обновлена часть общесамолетного оборудования. Модернизированный самолет также оснащен новой информационно-управляющей системой (ИУС) с цифровой индикацией в кабине экипажа, обладающей функциями интеллектуальной поддержки действий экипажа. Результатом проведенных работ стало значительное расширение боевого потенциала авиационного комплекса Ту-22М3М, включая повышение боевой эффективности и увеличение боевого радиуса, его эксплуатационных характеристик. Значительная часть нового БРЭО унифицирована с БРЭО сверхзвукового бомбардировщика Ту-160М.

Разработчики усовершенствованной машины утверждают, что в результате глубокой модернизации увеличится скорость полета и дальность Ту-22М3М. В настоящее время максимальная скорость полета строевого Ту-22М3 составляет (при высотном полете) более 2 тыс. км/ч, а дальность полета – около 6 тыс. км. Самолеты Ту-22М3М будут оснащены системой дозаправки в воздухе.

По заявлению разработчиков Ту-22М3М, расширена номенклатура средств вооружения, которые будет нести усовершенствованный бомбардировщик. В частности, самолет будет вооружен двумя высокоточными крылатыми ракетами Х-32 (класса «воздух-поверхность») или четырьмя гиперзвуковыми ракетами Х-47М2 «Кинжал» (класса «воздух-поверхность»). Предполагается, что ракеты Х-32 поступят на вооружение Дальней авиации Воздушно-космических сил (ВКС) России до 2020 г. Ракеты Х-47М2, размещаемые на сверхзвуковых истребителях-перехватчиках МиГ-31К, сейчас проходят эксплуатационные войсковые испытания. Новые ракетные комплексы должны заменить нынешнее базовое вооружение сверхзвукового бомбардировщика Ту-22М3.Предварительные испытания усовершенствованного бомбардировщика планируется завершить в 2021 г., а затем машину передадут на госиспытания. По результатам государственных совместных испытаний будет принято решение о размере первой партии строевых самолетов варианта Ту-22М3, которые будут модернизированы. Предполагается, что она составит около 30 машин. Намечается, что компания «Туполев» начнет глубокую модернизацию парка дальних ракетоносцев-бомбардировщиков Ту-22М3 на Казанском авиазаводе в ближайшей перспективе. Всего на сегодняшний день в строевых частях эксплуатируется немногим более 60 самолетов Ту-22М3.Глубокая модернизация позволит расширить боевые возможности самолета, а также значительно продлить сроки эксплуатации парка дальних ракетоносцев-бомбардировщиков модели Ту-22М3 ВКС России, неплохо показавших себя в ходе боевых действий в Сирии.

Произошедшая трагедия на военном аэродроме под Калугой в марте нынешнего года показала наиболее уязвимые направления в программе по Ту-22М3. Тогда в Минобороны России подтвердили гибель трех членов экипажа дальнего бомбардировщика Ту-22М3, один из которых был командиром авиаполка. Одно из «ахиллесовых» мест – отсутствие новых двигателей НК-25 для бомбардировщика.

Двигатель НК-25 (с тягой 19 тс, тяга на форсаже – 25 тс) выпускался серийно на Куйбышевском моторном заводе (Куйбышевское НПО «Труд») с 1977 г. по 1996 г., после чего сборочная оснастка была разобрана. В настоящее время все имеющиеся на вооружении самолеты Ту-22М3 испытывают острый дефицит двигателей и запасных частей к ним, который не может быть восполнен в полной мере ввиду отсутствия производства. В строевых частях мало летают на Ту-22М3. Не потому что керосина нет, а потому что берегут ресурс двигателей. Необходимо восстанавливать серийное производство двигателей НК-25 в ближайшие годы.

Юрий Пономарев

 

Фото ВКС РФ