Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Производитель регионального авиалайнера «Супержет-100» (SJ-100) компания «Региональн6ые самолеты (РС)» сообщила о подорожании новых серийных самолетов на 12,5%, до $36 млн.
Входящая в состав корпорации «Иркут» на правах филиала компания «РС» объясняет повышение цен на выпускаемую продукцию увеличением стоимости западных комплектующих, в том числе из-за изменения валютных курсов, а также инфляцией. В 2020 г. машины SJ-100 предлагались по цене $32 млн. Необходимо сказать, что в течение последних лет происходит повышение цен на новые «Суперджеты» приблизительно на 3% ежегодно. Повышение стоимости производства региональных авиалайнеров SJ-100, несомненно, приведет к удорожанию лизинга машин и, как следствие, к снижению конкурентоспособности на рынке.
Сейчас программа по поставкам невостребованных самолетов SJ-100 осуществляется с помощью лизинговой дочерней компании Промсвязьбанка – «ПСБ Лизинг», которая решила приобрести все находящиеся на хранении самолеты у корпорации «Иркут», в состав которой входит изготовитель самолета – компания «Региональные самолеты (РС)», за 140 млрд. рублей. В число закупаемых машин SJ-100 входят и самолеты, от которых отказались зарубежные авиакомпании Cityjet и Interjet.
Стоит напомнить, что доля иностранных комплектующих при производстве самолета SJ-100 составляет свыше 60% (из них на двигатель SaM146 приходится 34%). За 2020 г. рубль подешевел к доллару на 16,5%, а к евро – на 24%.
Согласно официальным заявлениям, в 2021-2022 гг. поставки SJ-100 расписаны между авиакомпаниями, которые уже эксплуатируют «Суперджет»: «Аэрофлот», «Азимут» и «Рэд Уингс» (Red Wings).. Машины проходят подготовку для передачи авиакомпаниям на базе компании «РС» в Жуковском.
30 июня 2021 г. на авиазаводе в Комсомольске-на-Aмуре совершил свой первый полет очередной серийный пассажирский самолет «Суперджет-100». Борт имеет заводской № 95214 и регистрационный № RF-89173. Это уже шестой взлетевший самолет марки SJ-100 в нынешнем году. Машина предназначена для авиакомпании «Россия». Сейчас авиазавод вышел на средний темп производства «Суперджетов» – одна машина в месяц.
Необходимо сказать, что руководство «Аэрофлота» решило сосредоточить все эксплуатируемые авиакомпанией «Суперджеты» в дочерней авиакомпании «Россия». Напомним, что в осенью 2018 г. ПАО «Аэрофлот» и АО «ГСС» (ныне компания «РС») подписали соглашение на поставку 100 самолетов SJ-100 «Аэрофлоту». Вся сумма сделки по закупке 100 лайнеров составляет $3,8 млрд. Весь контракт должен быть реализован до 2026 г.
Мелкосерийное производство «Суперджетов» пока не позволяет сделать производство регионального самолета рентабельным. Для достижения уровня рентабельности необходимо строить в течение года минимум 35 машин. В 2020 г. было изготовлено 11 самолетов марки SJ-100, а в 2019 г. – 18 штук.
Юрий Пономарев
Фото ОАК