Проблемы с реализацией программы по самолету Ил-114-300 привели к совещанию в подмосковных Луховицах

Летные испытания модернизированного регионального самолета Ил-114-300 показали, что турбовинтовому двигателю ТВ7-117СТ требуется серьезная доработка. Начало серийных поставок самолетов Ил-114-300 сдвигается c 2022 г. на 2023 г.

6 апреля 2021 г.Луховицкий машиностроительный завод (ЛМЗ) (филиал АО «РСК «МиГ») посетил вице-премьер правительства России Юрий Борисов, который осмотрел производственную площадку предприятия и  провел совещание по проекту создания пассажирского турбовинтового самолета Ил-114-300.

В Луховицах вице-премьеру Юрию Борисову показали в цехе второй летный образец машины Ил-114-300 (№ 0110), строительство которого намечено завершить в 2021 г. Строительство машины Ил-114-300 (№ 0110) началось в 2019 г. Также из Жуковского в Луховицы перегнали для показа первый летный образец самолета Ил-114-300 (№ 0108).

Ранее изготовление машины Ил-114-300 (№ 0110) планировали завершить в конце 2020 г. На начало весны нынешнего года в Луховицах построен планер самолета Ил-114-300 (№ 0110). В планер машины № 0110 внесены изменения по сравнению с первым летным образцом Ил-114-300. Первый опытный образец самолета Ил-114-300 (переходный вариант), предназначенный для летных испытаний, изготовлен из машины № 0108, выпущенной на Ташкентском авиазаводе в 1994 г. Эта машина многие годы находилась на хранении в ЛИЦ им. В.К.Коккинаки компании «Ильюшин» в Жуковском.

В совещании в Луховицах приняли участие первый заместитель председателя коллегии ВПК России Андрей Ельчанинов, замминистра промышленности и торговли Олег Бочаров, генеральный директор ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК)» Юрий Слюсарь, генеральный директор ПАО «Ил» Сергей Ярковой, главный конструктор ПАО «Ил» Сергей Ганин, генеральный директор АО «Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК)» Александр Артюхов.

Необходимо отметить, что Сергей Ганин сейчас является главным конструктором самолета Ил-114-300. Ранее Сергей Викторович Ганин работал директором научно-технического центра – главным конструктором ПАО «Таганрогский авиационный научно-технический комплекс (ТАНТК) им. Г.М.Бериева». 12 июля 2019 г. С.Ганин был введен в состав правления ПАО «Ил».

По официальной информации, на совещании обсуждался «комплекс вопросов реализации проекта Ил-114-300, включая ход выполнения опытно-конструкторских работ, достижения ресурсных показателей, сертификации воздушного судна, двигателя ТВ7-117СТ-01 и воздушного винта АВ-112-114 в Росавиации и изготовления самолетов».

Совещание на ЛМЗ связано с задержками в реализации программы по самолету Ил-114-300. Компания «Ил» при летных испытаниях самолета Ил-114-300 столкнулась с серьезными проблемами с турбовинтовым двигателем (ТВД) ТВ7-117СТ-01, который ранее планировалось сертифицировать в первом квартале 2022 г. Так, например, 5 февраля нынешнего года машина Ил-114-300 прервала испытательный полет и совершила вынужденную посадку на аэродроме ЛИИ им. М.М.Громова на одном работающем двигателе. Во время полета на борту самолета сработал датчик температуры масла в одном из двигателей. Экипаж, руководствуясь инструкцией, решил прервать полет.

Самолет Ил-114-300 оснащен турбовинтовыми двигателями ТВ7-117СТ-01 разработки и производства АО «ОДК-Климов» (входит в составе госкорпорации «Ростех»). Двигатель обладает мощностью на взлетном режиме до 3100 л.с. и, по сравнению с базовым двигателем ТВ7-117СМ, отличается более высокими мощностями на взлетном и крейсерском режимах.

Военная версия двигателя ТВ7-117СТ устанавливается на легком военно-транспортном самолете Ил-112В. С большой долей уверенности можно предположить, что компания «Ил» столкнется с аналогичными проблемами по двигателю при испытаниях машины Ил-112В, который совершил за два прошедших года всего два полета.

Досье сайта

Первый вариант двигателя ТВ7-117С, ставший в будущем основой для разработки семейства двигателей различного назначения,  начали разрабатывать с 1980-х годов прошлого века под руководством А.Саркисова. Двигатели первых серий имели назначенный ресурс в 800 часов и ресурс в 1000 часов у воздушных винтов СВ-34. На большинстве построенных на Ташкентском авиазаводе самолетах Ил-114 вместо ТВД ТВ7-117СТ устанавливались американские двигатели Пратт-Уитни PW-127H с назначенным ресурсом в 6000 часов. Нештатная работа винтомоторной группы двигателя ТВ7-117 явилась причиной катастрофы самолета Ил-114 в июле 1993 г. на аэродроме ЛИИ. Погибли и умерли от полученных ранений 7 человек из 9 находившихся на борту самолета.

В октябре 2002 г. была завершена сертификация улучшенной версии двигателя ТВ7-117С – мотора ТВ7-117СМ. В 2014 г. в АО «Климов» начали разрабатывать новую модификацию двигателя – мотор ТВ7-117СТ. Мощность на максимальном взлетном режиме 3000 л.с., на повышенном чрезвычайном режиме – 3600 л.с. При сухой массе не более 500 кг двигатель имеет удельный расход топлива меньше 200 грамм на л.с. в час.

В 2017 г. для сокращения издержек производства Департамент Минобороны по обеспечению ГОЗ и Департамент авиационной промышленности Минпромторговли России согласовали предложение ОАК и ОДК об унификации силовых установок самолетов Ил-114-300 и Ил-112В. Так как изначально двигатель ТВ7-117СТ с воздушным винтом АВ-112 разрабатывавшийся в интересах Минобороны России, был оформлен единый директивный план-график работ по созданию, сертификации и поставке по Общим техническим требованиям ВВС двигателя ТВ7-117СТ для самолета Ил-112В и гражданской версии – ТВ7-117СТ-01 по Авиационным правилам для самолета Ил-114-300.

 

Юрий Пономарев

Фото ОАК