Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Задержка с выводом на рынок перспективного ближне-среднемагистрального самолета связана с введением США санкций по поставкам высокотехнологичного оборудования
Выступая на Красноярском экономическом форуме (КЭФ-2021), который проходил с 12 по 16 апреля нынешнего года на берегах Енисея, вице-премьер правительства Юрий Борисов заявил, что санкции стали причиной задержки вывода самолета МС-21 на рынок и что предстоит «очень тяжелая напряженная работа, чтобы заместить до 40% присутствия иностранного бортового оборудования в этом флагманском проекте».
Стоит напомнить, что на самолете МС-21-310 с российским двигателем ПД-14 часть авионики поставляется американскими компаниями Honeywell, UTC Aerospace Systems, Collins Aerospace. Американская компания Goodrich при участии российской компании «Авиаприбор» поставляет систему управления полетом. Американская компания Hamilton Standard отвечает за поставки электрогенераторов и вспомогательного бортового электрооборудования.
Можно предположить, что посещение в середине апреля Иркутского авиазавода (ИАЗ), где ведется сборка машин семейства МС-21, первым заместитель председателя коллегии Военно-промышленной комиссии Андреем Ельчаниновым частично связана с проблемами поставки импортных комплектующих.
Санкции США в отношении Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) и госкорпорации «Ростех» привели к прекращению поставок композитных материалов для крыла самолета МС-21. Запрещение поставок компонентов композиционных материалов из США и Японии привело к тому, что Россия начала производство собственных композитных компонентов для изготовления крыла авиалайнера, опытные образцы которого проходят прочностные испытания.
В нынешнем году планируется построить два первых серийных самолета МС-21-300. Согласно официальному сообщению, сейчас на ИАЗ в цехе окончательной сборки завершена стыковка секций фюзеляжа первого и второго серийных авиалайнеров МС-21-300 (МС.0013 и МС.0014). В агрегатно-сборочном производстве предприятия находятся секции фюзеляжей двух последующих серийных машин.
Следует сказать, что недавно в СМИ руководитель Минпромторговли России Денис Мантуров озвучил скорректированные в очередной раз сроки завершения сертификационных испытаний авиалайнера МС-21-300. Министр заявил, что в конце следующего года 2022 г., после того, как будет получен сертификат типа на самолет, начнутся первые поставки авиалайнера заказчикам. В 2022 г. намечено построить первые четыре серийных самолета семейства МС-21, в 2023 г. – изготовить порядка 10-15 машин, а в 2024 г. – 30 самолетов. По всей видимости, эти озвученные сроки поставки серийных машин семейства МС-21-300 будут скорректированы.
Досье сайта
В настоящее время в программе летных испытаний ближне-среднемагистрального самолета МС-21-300 по российским и европейским нормам задействовано пять авиалайнеров МС-21-300 (машины №№ 73051, 73053, 73054, 73055 и 73056). На четырех опытных образцах самолета МС-21-300 установлен американский двигатель PW1400G–JM. На пятом летном образце перспективной машины (заводской серийный номер MSN 73055) установлен российский двигатель ПД-14. Принято решение, что модификация авиалайнера МС-21-300, оснащенная двумя отечественными двигателями ПД-14 будет обозначаться как МС-21-310. Самолет МС-21-300 с американскими двигателями PW1400G–JM должен получить сертификат Росавиации в 2021 г. Сертификационные испытания МС-21-310 с моторами ПД-14 намечено завершить в 2022 г.
Недавно самолет МС-21-300 (№ 73051) вернулся из Архангельска, где проходил испытания на обледенение. Согласно официальному заявлению пресс-службы корпорации «Иркут», программа испытаний выполнена полностью. Предварительные результаты испытаний показали, что самолет МС-21-300 в части обледенения соответствует российским и европейским авиационным нормам.
Для подтверждения соответствия требованиям ICAO в ЛИИ им. М. М.Громова проходят сертификационные летные испытания по шуму на местности машина МС-21-300 (№ 73054).
Юрий Пономарев
Фото ОАК