Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
В середине марта 2021 г. на Летно-испытательную и доводочную базу компании «Туполев» прилетел из Казани опытный образец модернизированного сверхзвукового бомбардировщика Ту-160М
Модернизированный стратегический бомбардировщик Ту-160М, оснащенный усовершенствованными двигателями НК-32-02, совершил перелет с аэродрома Казанского авиазавода (КАЗ) после завершения программы заводских испытаний. Самолет продолжит выполнение программы испытаний на Летно-испытательной и доводочной базе ПАО «Туполев» в Жуковском.
Стратегический бомбардировщик пилотировал экипаж под руководством заслуженного летчика-испытателя России Анри Наскидянца. По заявлению пресс-службы компании «Туполев», перелет в Жуковский прошел в штатном режиме, системы и оборудование крылатой машины отработали без замечаний.
Первый опытный образец модернизированного стратегического бомбардировщика Ту-160М переоборудован из строевого бомбардировщика с серийным номером 4-05 и названием «Игорь Сикорский», ранее имевшего бортовой номер 14. Первый полет эта машина с двигателя НК-32-02 совершила с аэродрома (КАЗ) в начале ноября 2020 г. Пока с усовершенствованными двигателями НК-32-02 летает только один бомбардировщик Ту-160М.
Опытный Ту-160М с двигателями НК-32-02 создан в рамках масштабной программы модернизации строевых авиационных комплексов стратегической и дальней авиации, которую выполняет ПАО «Туполев».
Проект модернизации самолетов Ту-160 в вариант Ту-160М («изделие 70М») был утвержден в октябре 2014 г. В рамках глубокой модернизации на машине Ту-160М установлено новое пилотажно-навигационное оборудование, бортовой комплекс связи, система управления, РЛС, комплекс радиоэлектронного противодействия.
В перспективе все модернизированные самолеты Ту-160М должны получить усовершенствованные турбореактивные двигатели НК-32 (серии 2), восстановлением серийного производства которых занимаются в АО «ОДК-Кузнецов» (Самара).
По словам заместителя министра обороны Алексея Криворучко, модернизированный сверхзвуковой бомбардировщик Ту-160М2, построенный с «нуля», совершит свой первый полет в 2021 г., его строительство идет по плану. Как сказал А.Криворучко, поставки в соединения и части дальней авиации машины Ту-160М2 должны начаться в 2023 г. Воздушно-космические силы (ВКС) России получат 10 бомбардировщиков Ту-160М2 к 2027 г. Также А.Криворучко заявил, что новые модернизированные Ту-160М2, построенные с «нуля», не будут отличаться от модернизированных самолетов марки Ту-160М. Маркировка Ту-160М2 будет использоваться для обозначения построенных с «нуля» усовершенствованных машин марки Ту-160. Всего до уровня Ту-160М также должны быть модернизированы 15 строевых самолетов ВКС России.
Параллельно с возобновлением серийного производства самолета Ту-160 на Казанском авиазаводе проводится реконструкция предприятия, ведутся работы по обновлению станочного парка.
Юрий Пономарев
Фото ОАК