Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Руководство госкорпорации (ГК) «Ростех» решило собрать на одной площадке в Москве все столичные авиационные КБ и дирекции программ Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК)
Первоначальные планы
В начале 2009 г. проект по созданию Национального центра авиастроения (НЦА) в Жуковском оценивался приблизительно в $4,4 млрд. По мнению экспертов, только план, предполагавший перенос из столицы в Жуковский авиационных КБ и некоторых опытных заводов, оценивался тогда в сумму более $1 млрд. Средства на осуществление этой части проекта по созданию НЦА планировалось получить путем продажи производственных площадок в Москве.
В середине 2009 г. «грянул» экономический кризис, и планы создания НЦА подверглись значительной корректировке. Инженерный центр ОАК, где собирались объединить под одной крышей авиационные КБ, решили создать не в Жуковском, а в столице на территории ОКБ им. А.Н.Туполева.
Время показало, что проект по созданию НЦА, который вначале подавался как проект по развитию, в первую очередь девелоперский, целиком зависящий от уровня цен на землю и недвижимость в столице, а затем уже от потребностей в создании и совершенствовании экспериментальной и стендовой базы научно-исследовательских институтов и КБ авиационной промышленности.
Будет спасать всех, кто еще дышит
Наступил 2020 г. и руководство ГК «Ростех», в состав которого вошла в 2019 г. ОАК, объявило, что ОАК в долгах как в шелках. Руководитель «Ростеха» Сергей Чемезов сообщил, что «Ростех» получит в 2021 г. из госбюджета средства и внесет их в капитал ОАК, чтобы закрыть кредиты, а часть долгов реструктурирует. По его словам, погашается и реструктуризируется задолженность ОАК примерно на 400 млрд. руб. Он напомнил, что долги ОАК на момент вхождения в «Ростех» составляли около 500 млрд. руб. ($64 млрд.). По приблизительным расчетам, создание Единого авиационно-инженерного кластера ОАК («Сухой», МиГ, «Туполев», «Ильюшин», ОКБ им. А.С.Яковлева (корпорация «Иркут») в районе Ходынского поля позволит сэкономить до 130 млрд. руб.
В «Ростехе» заявили, что в ближайшей перспективе компании «МиГ» и «Сухой» перестанут существовать как самостоятельные юридические лица, а аппарат ОАК намечено сократить на несколько тысяч человек.
Сейчас объединение всех столичных авиационных КБ под одной «крышей» подается как мера вынужденная, направленная на спасение отечественной авиапромышленности.
Также ГК «Ростех», зная о «непопулярности» Анатолия Сердюкова в среде авиационной общественности, решил заранее проинформировать эту самую общественность и военных, что всем будет руководить Сергей Чемезов, что он сменит на посту председателя Совета директоров ОАК Анатолия Эдуардовича. В «Ростехе» объяснили, что Сергей Викторович будет лично контролировать все реформы в ОАК, которые должны завершиться в 2024 г. (заметим, что это год очередных президентских выборов).
Резюме
Сейчас ни о каком подъеме в отечественной авиапромышленности при стагнирующей экономике, завязанной на недееспособность аппарата управления, говорить неуместно. В ближайшей перспективе Россия в области высоких технологий обречена быть догоняющей страной.
Юрий Пономарев
Фото сайта riatauto.ru
На снимке: С.В.Чемезов