Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
В КНР заявили, что строительство первого опытного образца перспективного дальнемагистрального самолета CR929 начнется до конца 2021 г.
Новые эксперименты в АДТ ЦАГИ
По сообщению пресс-службы ЦАГИ им. проф. Н.Е.Жуковского, в первом квартале нынешнего года в Институте завершена очередная фаза испытаний в аэродинамической трубе (АДТ) модели перспективного российско-китайского широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета (ШФДМС) CR929.
Ранее в трансзвуковой АДТ Т-128 Института были проведены экспериментальные исследования тематической модели авиалайнера с двумя вариантами крыла. Целью проведенных экспериментальных являлось определение крейсерских аэродинамических характеристик и влияния отклонения органов управления.
На новом этапе экспериментов в АДТ Института специалисты исследовали базовую аэродинамическую модель CR929 с серповидной законцовкой крыла. Принципиальным отличием крыла изучаемой модели авиалайнера CR929 является его значительное сужение, которое снижает вес конструкции. Этот показатель является рекордным для отечественных авиалайнеров. При таком сужении важно не допустить появления срывных явлений на концах крыла как при малых, так и при больших скоростях полета.
Эксперименты проводились при скоростях потока вплоть до М=0,96 и числах Re=3,5–5,0 млн. Специалисты Института проводили визуализацию обтекания модели методом жидких кристаллов с помощью технологии видеограмметрии, который позволяет определять деформацию крыла. Исследователи утверждают, что полученные результаты подтвердили высокое аэродинамическое качество компоновки и проектную крейсерскую скорость полета при М=0,85 (около 1 тыс. км/ч), а также прогнозируемые повреждения модели в аэродинамической трубе.
На следующем этапе экспериментов, запланированных на текущий год, специалистам ЦАГИ предстоит выяснить особенности обтекания модели с адаптивной задней кромкой крыла на крейсерских режимах полета и исследовать характеристики модифицированных пилонов двигателей.
Этапы создания самолета CR929
Широкофюзеляжный дальнемагистральный самолет CR929 создается совместно российской Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК) и китайской госкомпанией COMAC. Главным конструктором с российской стороны является Максим Литвинов, а с китайской – Чен Инчунь (Chen Yingchun).
Сейчас разработка самолета находится на этапе Gate-3. Согласно первоначальным планам, завершение этапа Gate-3 должно было произойти в середине 2019 г. Однако возникли разногласия между РФ и КНР, которые притормозили работы по проекту. Кроме согласования общего вида самолета этап Gate-3 включает в себя проведение экспериментальных научно-исследовательских работ в области аэродинамики, выбора конструкционных материалов, анализ технико-коммерческих предложений потенциальных поставщиков ключевых систем и оборудования.
По первоначальной договоренности, китайская организация СОМАС отвечает за разработку и выпуск фюзеляжа авиалайнера из металлических сплавов и композиционных материалов. Специалисты ОАК должны разработать крыло из полимерных композиционных материалов (ПКМ). Крыло будут производить в России и перевозить в Китай. Окончательная сборка авиалайнера будет находиться в Шанхае на авиазаводе СОМАС.
Российско-китайский дальнемагистральный авиалайнер сможет вмещать 250-300 пассажиров. Реализация проекта оценивается в $ 13-20 млрд. Предполагалось, что первый полет первой опытной машины должен состояться не позже 2022 г. Поставки серийных самолетов заказчикам должны начаться через 10-12 лет после запуска проекта (ориентировочно в 2026-27 гг.). Реализация всей программы рассчитана до 2045 г. Сейчас стало известно, что ранее запланированный срок начала серийных поставок самолета CR929 сдвигается на 2028-2029 гг.
Реализация всей программы рассчитана до 2045 г. Сейчас цена широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета CR929 определена в $113,5–117,8 млн.
В конце января нынешнего года шанхайский информационный ресурс Yicai Global сообщил, процитировав главного инженера по предварительным исследованиям госкомпании COMAC Янга Чжигана, что строительство первого опытного образца российско-китайского дальнемагистрального широкофюзеляжного лайнера CR929 должно начаться в 2021 г.
Юрии Пономарев
Фото пресс-службы ЦАГИ