Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
В рамках сертификационных испытаний самолета МС-21-300 запланировано осуществить полеты в условиях естественного обледенения весной нынешнего года
Согласно официальным документам, испытания должны пройти с 22 марта по 11 апреля 2021 г. с базированием в аэропорту Архангельска. Опытный образец МС-21-300 выполнит перелет из Жуковского в Архангельск и возвратиться обратно в первой декаде апреля. Перспективный отечественный авиалайнер должен пройти сертификационные испытания на обледенение в районе Белого моря.
В ходе испытаний планируется выполнить около 15 полетов, а также ряд наземных испытаний. Обработкой информации, полученной в ходе испытаний, будет заниматься эксплуатационная бригада в количестве 38 человек. Метеорологическую информацию для успешного проведения испытательных полетов должны предоставить соответствующие службы аэропорта Архангельска. Также аэропорт предоставит необходимую аэродромную технику и оборудование, противообледенительную жидкость «Арктика» и авиатопливо, обеспечит наземное техническое обслуживание самолета.
Наиболее благоприятные для образования льда условия происходят, когда самолет снижается с эшелона, где температура воздуха выше нуля в районе 2,5-3 тыс. метров при влажности в районе 70-80%. Обычно полеты выполняются между Мурманском и Архангельском, над побережьем Белого моря.
При испытаниях в условиях естественного обледенения проверяют как функционирует система противообледенительной защиты, также проверяют способность самолета сопротивляться ухудшению аэродинамических характеристик, вызванному обледенением. Противообледенительная система обогревает переднюю кромку крыла, обечайки воздухозаборников, датчики и приемники воздушного давления на поверхности планера самолета, а также стекла кабины пилотов. В случае отказа противообледенительной системы начинает действовать так называемая пассивная защита. Она представляет собой способность самолета сохранять аэродинамические характеристики, несмотря на обледенение крыльев и оперения. Сертификационные органы предъявляют строгие требования к авиапроизводителям при полетах в условиях обледенения.
Следует сказать, что недавно в СМИ руководитель Минпромторговли России Денис Мантуров озвучил скорректированные в очередной раз сроки завершения сертификационных испытаний авиалайнера МС-21-300. Министр заявил, что в конце следующего года 2022 г., после того, как будет получен сертификат типа на самолет, начнутся первые поставки авиалайнера заказчикам. В 2022 г. намечено построить первые четыре серийных самолета семейства МС-21, в 2023 г. – изготовить порядка 10-15 машин, а в 2024 г. – 30 самолетов.
Юрий Пономарев
Фото ОАК