Самолет Ил-76: полвека в строю

50 лет назад в конце марта 1971 г. совершил первый полет военно-транспортный самолет (ВТС) Ил-76. За полвека построено около 1 тысячи машин Ил-76 различных модификаций

Немного истории

Самолет был создан под руководством дважды Героя Социалистического Труда, академика Генриха Васильевича Новожилова (1925-2019). Взлет первый опытный образец самолета Ил-76, построенный на опытном заводе «Стрела» ОКБ С.В.Ильюшина, совершил 25 марта 1971 года с Центрального аэродрома им. М.В.Фрунзе, расположенного в районе Ленинградского проспекта столицы. Посадку машина совершила на аэродроме ЛИИ в Жуковском. Экипажем командовал заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза Эдуард Иванович Кузнецов (1928-2007).

Первый серийный Ил-76 впервые поднялся в воздух на аэродроме Ташкентского авиазавода им. В.П.Чкалова (ТАПОиЧ) 5 мая 1973 г. Командир экипажа был заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза Александр Михайлович Тюрюмин (1928-2019).

Сейчас ВТС Ил-76 в модернизированном варианте Ил-76МД-90А серийно строится (с 2012 г.) на Ульяновском авиазаводе «Авиастар».

Особенности серийного производства на «Авиастаре»

В настоящее время в Ульяновске достраивается седьмой серийный модернизированный ВТС Ил-76МД-90А (№ 0206). На машину навешиваются четыре двигателя ПС-90А-76. Эта машина станет первым серийным самолетом, построенным с помощью автоматизированной поточной линии сборки самолетов Ил-76МД-90А, которую запустили в эксплуатацию в октябре 2019 г.

Поточная линия окончательной сборки Ил-76МД-90А и модификаций машины называется ПЛС-76. Эта линия состоит из десяти роботизированных станций для стыковки отсеков фюзеляжа, крыла, хвостового оперения и станций для монтажа силовых установок, систем самолета. Станции ПЛС-76 обеспечивают полную сборку самолета из агрегатов планера, поступающих с агрегатно-сборочного производства и до выкатки самолета на своих шасси c навешенными двигателями и оснащенного всеми бортовыми системами. Финишный этап – станция ОС.30, где проводятся общетехнические осмотры полностью собранного самолета. Затем новый военно-транспортный борт должны передать на заводскую Летно-испытательную станцию (ЛИС).

По заявлению руководства «Авиастара», конструктивно-технологическая отработка сборки изделий пройдет на первых трех самолетах Ил-76МД-90А (машинах №№ 206, 207 и 208).

В конце сентября 2020 г. в АО «Авиастар-СП» руководителем новой поточной линии сборки (ПЛС) самолетов семейства Ил-76 был назначен Владислав Сидоренко, который до перехода на «Авиастар» работал на подобной автоматизированной линии» на авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре. По словам В.Сидоренко, такт работы ПЛС-76 (длительность нахождения самолета на одной станции) составляет 22 дня.

Инспекторские визиты на «Авиастар» в первом квартале 2021 г.

2 марта АО «Авиастар-СП» (входит в Дивизион транспортной авиации Объединенной авиастроительной корпорации – ОАК) посетил министр обороны, генерал армии Сергей Шойгу, его сопровождал президент ОАК Юрий Слюсарь.

В ходе визита на авиазавод глава военного ведомства поставил задачу выйти на производство до 10 военно-транспортных самолетов Ил-76МД-90А в год. План на 2021 г. – пять машин Ил-76МД-90А. При таком плане авиазавод должен передавать на ЛИС новый ВТС Ил-76МД-90А каждые 2,5 месяца.

В середине февраля нынешнего года с «инспекторским» визитом на «Авиастаре» побывал генеральный директор ПАО «ОАК» Юрий Слюсарь. В официальном сообщении было сказано, что «в ходе рабочей поездки генерального директора ПАО «ОАК» Юрия Слюсаря на производственные предприятия корпорации – «Авиастар-СП», «АэроКомпозит-Ульяновск», ВАСО (входят в состав ПАО «ОАК» госкорпорации «Ростех») обсуждались производственные планы на 2021 г., исполнение контрактов в интересах госзаказчиков».

С большой долей уверенности можно предположить, что две поездки «большого начальства» на «Авиастар» в течение короткого периода времени связаны с серьезными проблемами серийного производства Ил-76МД-90А на Ульяновском авиазаводе. Одна из главных проблем при постройке «Илов» давно озвучена руководством авиазавода – это большая текучесть кадров на сборке самолетов.

 

Юрий Пономарев

Фото ОАК