Проваленные планы ОАК за прошедшие 15 лет

Все первоначальные планы корпорации по производству самолетов гражданского назначения провалены и последующие тоже

Пятнадцать лет назад в феврале 2006 г. президент Владимир Путин подписал указ № 140 «Об открытом акционерном обществе «Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК)».

Планы корпорации: чуда не получилось

26 февраля 2007 г. на заседании Совета директоров Объединенной авиастроительной корпорации главной повесткой мероприятия было утверждение трехлетнего плана по созданию самолетов гражданского назначения. Планировалось, что за год на рубеже 2012 г. будет строиться 150 самолетов различных классов, что должно было привести к четырехкратному увеличению серийного производства в течение трех лет. Заметим, что в первоначальной стратегии корпорации, проект которой был подготовлен в 2008 г., говорилось о занятии к 2025 г. 12-15% мирового рынка авиалайнеров.

С учетом новой Федеральной  целевой программы по авиации, разработанной Минпромторговли России в 2012 г., доля российских производителей самолетов на мировом рынке в денежном выражении к 2025 г. составит 3,1%. Это приблизительно 190 самолетов гражданского назначения.

В конце апреля 2008 г. Совет директоров ОАК скорректировал (уменьшил в два раза) ранее принятый пятилетний план производства авиалайнеров (от трехлетнего плана решили отказаться), рассчитанный на период 2008-2012 гг. Согласно новому плану, до января 2013 г. на авиазаводах, входящих в ОАК, намечалось изготовить 9 дальнемагистральных авиалайнеров семейства Ил-96, 58 среднемагистральных самолетов семейства Ту-204/214 и 118 региональных машин «Суперджет-100», Ан-148 и др. Однако в январе 2010 г. стало ясно, что за два оставшихся года двум авиазаводам – в Воронеже (Ан-148) и в Комсомольске-на-Амуре («Суперджет-100») не потянуть выпуск 100 региональных самолетов.

Дальше стала производиться постепенная корректировка планов в сторону уменьшения. Постепенно в планах дошли до производства 20 самолетов семейства «Суперджет-100» за год, который является единственным выпускаемым в России серийным самолетов для коммерческих авиакомпаний на сегодняшний день. Сейчас по прошествии 15 лет нельзя без слез читать программы ОАК по развитию гражданского сектора авиапромышленности Россию. Можно уверенно сказать, что написанные в больших кабинетах программы по объемам производства самолетов гражданского назначения провалились. Достигнутый рубеж в 2020 г. – построено 11 региональных авиалайнеров машин «Суперджет-100»в течение года.

Суммарно на отечественных авиазаводах, входящих в состав Объединенной авиастроительной корпорации, в 2020 г. было построено 18 самолетов гражданского и двойного назначения, а также транспортного назначения, способных подняться в воздух. Для сравнения: в 2019 г. было построено 23 пассажирских и транспортных самолетов, а также машин двойного назначения.

В настоящее время планы скорректировала пандемия коронавируса, обрушившая рынок авиаперевозок. Отечественные эксперты полагают, что рынок будет восстанавливаться долго и медленно: неизбежны банкротства авиакомпаний и что вторичный рынок авиатранспортной техники будет насыщен дешевыми предложениями по приобретению самолетов, а производителям самолетов придется сбрасывать цены.

В долгах как в шелках

На протяжении длительного времени ОАК стабильно работает «в минус»: в 2015 г. чистый убыток по МСФО составил 109 млрд. руб., в 2016 г. – 4,4 млрд. руб, в 2017 г. отчетность за год не раскрывалась, в 2018 – 18,5 млрд. руб., в 2019 г. – 60,5 млрд. руб.

Объем кредитов и займов ОАК на конец декабря 2019 г. составлял 535 млрд. руб., почти половина из него – 261 млрд. руб. – это краткосрочная задолженность. Крупнейшие банки-кредиторы ОАК – это Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк и Новикомбанк.

4 октября 2018 г. президент Владимир Путин подписал указ о передаче госкорпорации (ГК) «Ростех» находящихся в федеральной собственности 92,31% акций ПАО «ОАК». Один из первых шагов руководства госкорпорации «Ростех», который необходимо осуществить в ближайшее время, предусматривает погашение долга ОАК в 250 млрд. руб. за счет докапитализации авиакорпорации из госбюджета. Оставшуюся сумму в 150 млрд. руб. решено реструктурировать в течение 15 лет. В ГК «Ростех», которой руководит Сергей Чемезов, а его «правой рукой» является индустриальный директор Анатолий Сердюков, посчитали, что для сохранения стабильного будущего отрасли требуются решительные меры.

Также в 2019 г. руководство ГК «Ростех» представило проект масштабной реформы, включающей сокращение штата с одновременным повышением эффективности труда и др.

Авиацию ждут тяжелые времена

В начале февраля нынешнего года в дирекции ГК «Ростех» прошло совещание по вопросам организационной трансформации группы ПАО «ОАК».

Согласно информации, появившейся Интернете, в 2021 г. должен начаться процесс перевода всех столичных авиационных КБ из Москвы в разные места. По мнению экспертов, делается это для того, чтобы продать земли и всю столичную собственность авиационных КБ под застройку и с помощью вырученных денег рассчитаться с долгами «ОАК».

 

Юрий Пономарев