Изготовление седьмого серийного самолета Ил-76МД-90А на автоматизированной линии вступило в завершающую стадию

В январе нынешнего 2021 года на Ульяновском авиазаводе на новой поточной линии по бесстапельной технологии ПЛС-76 была произведена стыковка планера самолета

В середине августа 2020 г. было официально заявлено, что на предприятии в завершающую стадию вступила постройка седьмого серийного модернизированного военно-транспортного самолета Ил-76МД-90А (№ 0206). Однако сообщений о том, что самолет был выкачен из цеха окончательной сборки до 31 декабря 2020 г. не поступало. Эта машина станет первым серийным самолетом, построенным с помощью автоматизированной поточной линии сборки самолетов Ил-76МД-90А, которую запустили в эксплуатацию в октябре 2019 г.

Поточная линия окончательной сборки Ил-76МД-90А и модификаций машины называется ПЛС-76. Эта линия состоит из десяти роботизированных станций для стыковки отсеков фюзеляжа, крыла, хвостового оперения и станций для монтажа силовых установок, систем самолета. Станции ПЛС-76 обеспечивают полную сборку самолета из агрегатов планера, поступающих с агрегатно-сборочного производства и до выкатки самолета на своих шасси c навешенными двигателями и оснащенного всеми бортовыми системами.

В дальнейшем ход работ по постройке Ил-76МД-90А проходил следующим образом. В конце августа прошлого года была произведена выгрузка фюзеляжа самолета № 206 из станции стыковки отсеков и произведена его закладка в следующую станцию, где производится монтаж трубопроводных систем.

В конце ноября фюзеляж был перемещен на следующую станцию ПС-30 – прокладки и прозвонки жгутов. Кроме того, в декабре на станции стыковки хвостового оперения ПС-60 были заложены киль и стабилизатор.

В начале 2021 г. поступила официальная информация, что на 15 января фюзеляж первого самолета семейства Ил-76, сборка которого ведется на новой поточной линии по бесстапельной технологии, был перемещен из станции монтажа электрооборудования ПС.30 на станцию стыковки планера ПС.40. После этого самолет планировалось перевести на отработочные станции – ОС.10, ОС.20 и ОС.30. На первых двух станциях производится окончательный монтаж оставшихся систем после стыковки крыла. На станции ОС.20 – отработка систем под током. Финишный этап – станция ОС.30, где проведут общетехнические осмотры полностью собранного самолета. Затем новый военно-транспортный борт передадут на заводскую Летно-испытательную станцию (ЛИС).

В январе 2021 г. на поточной линии осуществлялась дальнейшая отработка технологического процесса с целью скорейшего выхода на проектную мощность. Конструктивно-технологическая отработка сборки изделий пройдет на первых трех самолетах Ил-76МД-90А (машинах №№ 206, 207 и 208). Планируется выйти на сборку 12 самолетов Ил-76МД-90А в год, то есть по самолету в месяц, в 2024 г.

Самыми сложными станциями ПЛС-76 являются станции стыковки отсеков фюзеляжа и сборки планера, которые включают в себя стенды бесстапельной автоматизированной сборки, разработанные впервые отечественными специалистами. Центральным звеном стендов является система управления, позволяющая управлять сложным пространственным объектом с высокой точностью одновременно по 10-12 осям. Автоматизированная линия ПЛС-76 оснащена системой лазерного трекирования, которая обеспечивает высокую точность стыковки всех элементов самолета. В создании ПЛС-76 участвовали отечественные предприятия «Авиационный Консалтинг-ТЕХНО», «Авиастар-СП» и НИАТ.

Работы по установке ПЛС-76 начались на «Авиастаре» осенью 2016 г. в цеху, длина которого составляет 500 м, а ширина – 100 м. Изначально предполагалось, что на установку ПЛС-76 и отладку уйдет около года, а в действительности пришлось затратить в два раза больше времени. В конце сентября 2020 г. в АО «Авиастар-СП» руководителем новой поточной линии сборки (ПЛС) самолетов семейства Ил-76 назначен Владислав Сидоренко, который до перехода на «Авиастар» работал на подобной автоматизированной линии» на авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре.

Сейчас в России уже несколько лет как эксплуатируются две зарубежные системы бесстапельной сборки транспортных самолетов. Вначале аналогичная линия была запущена на авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре, где строятся региональные самолеты семейства «Суперджет-100» на автоматизированной линии сборки германской компании BRÖTJE. Затем аналогичную линию запустили на Иркутском авиазаводе, которая предназначена для сборки ближне-среднемагистрального авиалайнера МС-21 (создана германской компанией ThyssenKrupp).

Юрий Пономарев

 

Фото пресс-службы АО «Авиастар-СП»