Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Корпорация «Иркут» планирует построить в 2021 г. первый серийный авиалайнер МС-21 с крылом, изготовленным из отечественных композитов
Сейчас в программе летных испытаний ближне-среднемагистрального самолета МС-21-300 по российским и европейским нормам задействовано пять авиалайнеров семейства МС-21. Первые четыре опытных образца авиалайнера МС-21-300 (машины №№ 73051, 73053, 73054 и 73056), предназначенные для летных испытаний, оснащены американским двигателем PW1400G–JM. Пятый опытный образец авиалайнера – машина МС-21-310 (№ 73055) оснащена отечественным двигателем ПД-14. У всех пяти летных образцов самолета используется крыло, изготовленное из американских и японских композиционных материалов.
Санкции США в отношении АО «Аэрокомпозит» (входит в состав ПАО «ОАК») и АО «ОНПП «Технология» им. А.Г Ромашина»( входит в состав госкорпорации «Ростех») поставили под угрозу серийное производство «черного крыла» для самолета МС-21. Речь идет о запрете поставок компонентов производства американской компании Hexcel и японских компаний Toray Industries и Toho-Tenax.
Весной 2020 г. на Иркутском авиазаводе было начато производство серийного самолета МС-21, крыло которого будет изготовлено из отечественных композитных материалов разработки группы «Унихимтек», которыми собираются заменить продукцию американской компании Cytec Industries. Углеродные волокна для изготовления крыла уже начали производить на заводе «Алабуга-Волокно» госкорпорации «Росатом» в Алабуге (Республика Татарстан). По заявлениям руководства ООО «Алабуга-Волокно», пока есть проблемы с прочностью волокна. Изготовленное волокно не полностью идентично продукции японской компании Toho-Tenax и американской компании Cytec Industries. Сообщается, что госкорпорации «Росатом» для повышения прочности волокна необходимо освоить самый последний «технологический передел», и что, как утверждают в «Росатоме», будет сделано в ближайшее время. Однако, как заявляют химики-разработчики, даже существующая продукция «Росатома» по «своим прочностным характеристикам весьма конкурентоспособна в индустрии авиационных композитов».
В середине декабря 2020 г. первый заместитель председателя коллегии Военно-промышленной комиссии России Андрей Ельчанинов заявил, что «ближне-среднемагистральный пассажирский самолет МС-21 в следующем 2021 году получит полностью отечественное крыло из композитных материалов».
Пока нет официальных сообщений, что опытный образец крыла из отечественных композитов для авиалайнера МС-21 изготовлен и прошел статические испытания. Есть только информация о том, что отдельные элементы отечественного «черного крыла» прошли прочностные испытания, но не все крыло в целом.
Юрий Пономарев
Фото OAK