Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Серийное производство региональных самолетов SJ-100 замедлилось из-за сбоев в поставках комплектующих
Сбои по различным причинам произошли с поставками авионики от компании Honeywell Aerospace. В настоящее время на серийно выпускаемых самолетах «Суперджет-100» (SJ-100) устанавливается инерциальная система «Лазереф V» американской компании «Ханиувелл Аэроспейс».
Также в США для SJ-100 изготавливают интерьеры (B/E Aerospace), электрические системы (Hamilton Sundstrand), вспомогательную силовую установку (Honeywell).
Американскую инерциальную систему планируют заменить на аналогичную отечественную систему БИНС-2015. Бесплатформенная инерциальная навигационная система БИНС-2015 разработана группой предприятий, входящих в состав корпорации «КРЭТ» (в частности, ПАО «Московский институт электромеханики и автоматики»). БИНС-2015 планируется устанавливать в первую очередь на усовершенствованную модель регионального самолета «Суперджет-100» (проект SSI-New).
Навигационная система БИНС-2015 предназначена для точного определения местоположения воздушного судна (ВС) и параметров его движения. Cистема БИНС-2015 способна работать без связи с спутниковыми навигационными системами: американской GPS и российской ГЛОНАСС. По утверждению разработчиков инерциальной навигационной системы, в ходе летных испытаний на машине «Суперджет-100», проведенных в 2020 г., БИНС-2015 подтвердила заявленные функциональные характеристики и соответствие точностных параметров установленной в настоящее время на борту SJ-100 системы «Лазереф V» (Laseref V).
Можно с большой долей уверенности предположить, что проблемы с поставками импортных комплектующих сказались на темпах производства самолетов SJ-100 на авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре (КнАФ).
8 декабря 2020 г. в Комсомольске-на-Aмуре совершил первый полет очередной серийный пассажирский самолет «Суперджет-100». Борт имеет заводской № 95208 и регистрационный № RF-89148. Это уже 208-й взлетевший самолет марки «Суперджет-100» и 11-я машина в нынешнем году. До конца года осталось три недели.
Производственный план КнАФ на 2020 г. – приблизительно 20 машин SJ-100. В 2019 г. на авиазаводе было построено 19 авиалайнеров «Суперджет-100», а поставлено заказчикам 6 самолетов.
В начале осени 2018 г. ПАО «Аэрофлот» и АО «ГСС» подписали соглашение на поставку 100 самолетов SJ-100 «Аэрофлоту». Вся сумма сделки по закупке 100 лайнеров составляет $3,8 млрд. Весь контракт должен быть реализован до 2026 г. Это единственный на сегодняшний день крупный заказ у компании «Региональные самолеты» (бывш. АО «Гражданские самолеты Сухого»).
В нынешнем году началась реализация программы госкорпорации «Ростех» по лизингу невостребованных самолетов «Суперджет-100». В 2020 г. была запланирована поставка отечественным авиакомпаниям 22 самолетов «Суперджет-100». Пять машин уже получил «Аэрофлот», три – авиакомпания Red Wings. еще один самолет получила в начале прошедшего ноября авиакомпания «Азимут» (заказала две машины). Необходимо отметить, что «Аэрофлот» запланировал передать все имеющиеся в авиапарке «Суперджеты» дочерней авиакомпании «Россия».
По мнению экспертов, сейчас «Суперджеты» не конкурентоспособны на мировом рынке. Одна из причин неудач с продвижением SJ-100 на мировом рынке – слабый уровень сервисной техподдержки регионального авиалайнера. Поэтому правительству России остается только усиленно проталкивать SJ-100 на внутреннем рынке с помощью различных финансовых средств.
Юрий Пономарев
Фото ОАК