Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
3 ноября 2020 г. в Казани совершил первый полет модернизированный стратегический бомбардировщик Ту-160М с усовершенствованными двигателями НК-32-02
По сообщению пресс-службы ПАО «Туполев», в ходе полета были выполнены необходимые проверки обновленных общесамолетных систем и бортового радиоэлектронного оборудования, установленных в рамках глубокой модернизации самолета, а также произведена оценена работа нового двигателя НК-32 серии 02 (НК-32-02), разработки и производства предприятий Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК), входящей в состав госкорпорации «Ростех». Самолет пилотировал экипаж под руководством заслуженного летчика-испытателя России, работающего на Жуковской летно-испытательной и доводочной базе (ЖЛИиДБ) компании «Туполев» Анри Наскидянца (1960 г.р.). Полет проходил на высоте 6 тыс. м и длился 2 часа 20 мин. По официальной информации, во время полета были выполнены необходимые проверки усовершенствованных систем и оборудования. По данным экипажа, полет прошел в штатном режиме, системы и оборудование самолета отработали без замечаний.
Серийное производство двигателей НК-32 для бомбардировщиков Ту-160 было развернуто в 1984 г. и приостановлено в 1993 г. Через 20 лет было принято решение о возобновлении в «ОДК-Кузнецов» серийного производства моторов НК-32 в модернизированной версии НК-32-02.
Работы по возобновлению производства НК-32 в модернизированном варианте ведутся в компании «Кузнецов с 2013 г. Согласно первому контракту от 2016 г., компания «Кузнецов» должна была сдать первую установочную партию НК-32-02 к концу 2018 г. ПАО «ОДК-Кузнецов» получило в 2018 г. крупный госконтракт на изготовление еще 22 двигателей НК-32-02 (предположительно, для первых четырех серийно модернизированных Ту-160М и головного образца Ту-160М2 новой постройки, плюс два запасных).
Первые усовершенствованные НК-32-02 были собраны в компании «Кузнецов» и поступили на стендовые испытания в 2017 г. Только летом нынешнего года первая установочная партия двигателей НК-32-02 была поставлена компанией «ОДК-Кузнецов» для Ту-160М на КАЗ.
Сейчас в Самаре в компании «ОДК-Кузнецов» завершается модернизация производства и стендовой испытательной базы, которая потребовалась для начала серийного выпуска двигателей НК-32-02. Разработчики утверждают, что модернизированный двигатель НК-32 серии 02 обладает значительно улучшенными характеристиками по сравнению с НК-32, что позволит самолетам Ту-160М/М2 увеличить дальность полета на 1 тыс. км, а на особых режимах и более.
Согласно заявленным требованиям, основная и дублирующая электронные системы двигателя НК-32-02 должны обеспечить полет бомбардировщика продолжительностью до 30 часов. Системы топливопитания и гидромеханического регулирования должны работать при околонулевых и отрицательных перегрузках до 2,7 g и при температурах от -60 до +50 градусов Цельсия. Минимальный срок службы изделия должен составлять 12 лет с возможностью продления срока эксплуатации до 21 года. Отдельно отмечено, что двигатель НК-32-02 должен быть устойчив к воздействию поражающих факторов ядерного оружия.
Справка сайта
Стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160 считается самым крупным и тяжелым сверхзвуковым самолетом в мире. Согласно открытым данным, максимальная скорость машины — 2230 километров в час, дальность полета – 13 900 километров, высота полета – 22 километра, размах крыла – до 56 метров. Самолет, способный перевозить до 40 тонн вооружения, впервые полетел в 1981 г.
Проект модернизации самолетов Ту-160 в вариант Ту-160М («изделие 70М») был утвержден в октябре 2014 г. Первый опытный Ту-160М был создан в рамках масштабной программы модернизации строевых авиационных комплексов стратегической и дальней авиации, которую выполняет ПАО «Туполев». Первый полет модернизированного стратегического бомбардировщика Ту-160М состоялся 2 февраля 2020 г. В рамках глубокой модернизации на машине Ту-160М установлено новое пилотажно-навигационное оборудование, бортовой комплекс связи, система управления, РЛС, комплекс радиоэлектронного противодействия. В начале испытаний на первом опытном образце Ту-160М «Валентин Близнюк» двигатели НК-32-02 не были установлен, в воздух самолет взлетел на двигателях НК-32.
По словам заместителя министра обороны Алексея Криворучко, модернизированный сверхзвуковой бомбардировщик Ту-160М2, построенный с «нуля», совершит свой первый полет в 2021 г., его строительство идет по плану. Как сказал А.Криворучко, поставки в соединения и части дальней авиации машины Ту-160М2 должны начаться в 2023 г. Воздушно-космические силы (ВКС) России получат 10 бомбардировщиков Ту-160М2 к 2027 г. Также А.Криворучко заявил, что новые модернизированные Ту-160М2, построенные с «нуля», не будут отличаться от модернизированных самолетов марки Ту-160М. Маркировка Ту-160М2 будет использоваться для обозначения построенных с «нуля» бомбардировщиков от усовершенствованных строевых машин марки Ту-160. До уровня Ту-160М также должны быть модернизированы 15 строевых самолетов Ту-160 ВКС России.
Параллельно с возобновлением серийного производства самолета Ту-160 на Казанском авиазаводе проводится реконструкция предприятия, ведутся работы по обновлению станочного парка.
Фото ОАК
Юрий Пономарев