Корпорация «Иркут» проводит сокращения персонала в своем филиале – в компании «Региональные самолеты»

В компании «Региональные самолеты» (бывшая «Гражданские самолеты Сухого»), выпускающая самолеты «Суперджет-100» (SJ-100), сократила не менее 500 сотрудников в нынешнем году

Увольнение персонала

По подсчетам экспертов, под сокращение попало от 15 до 30% всех сотрудников компании «Региональные самолеты (РС)», которая сейчас входит в состав корпорации «Иркут». По заявлению руководства Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), в компании «Региональные самолеты» ушло около 10% работников. Были объединены две ключевые компании гражданского авиастроения: корпорация «Иркут» и «РС». Как сообщили в ОАК, каждая из них имела полноценную управляющую команду и административный штат, в рамках кадровой оптимизации были в первую очередь сокращены дублирующие друг друга управленческие и административные должности на московской площадке.

Во второй декаде февраля 2020 г. АО «Гражданские самолеты Сухого (ГСС)» потеряло статус отдельного юридического лица, и с этого момента постепенно было преобразовано в филиал ПАО «НПК «Иркут».

Сокращения коснулись и инженерно-технического состава. Некоторым специалистам, работавшим в Летно-испытательном центре (ЛИЦ) компании «РС» в Жуковском, предложили работу на авиазаводе РСК «МиГ» в подмосковных Луховицах или в корпорации «Иркут». Обе компании входят в состав ОАК и соответственно с начала нынешнего года подчинены руководству госкорпорации (ГК) «Ростех». В текущем году индустриальный директор ГК «Ростех» Анатолий Сердюков, который в настоящее время фактически руководит всей авиапромышленностью России, заявил в СМИ, что в ОАК «намечено ликвидировать дублирующие функции, сократить административно-управленческий персонал: в среднем сокращения планируются на 8-10%. Инженерный и конструкторский состав сокращать не будут. По основным производственным и инженерно-техническим кадрам, наоборот, планируется увеличить штаты: только в 2020 г. принять на работу более 1,5 тыс. человек».

Выпуск «Суперджетов-100»

Сокращения в компании «РС» эксперты связывают с небольшим количеством заказов на региональный авиалайнер «Суперджет-100». Производственный план авиазавода в Комсомольске-на-Амуре (КнАФ) на 2020 г. – приблизительно 20 машин SJ-100. В 2019 г. на авиазаводе было построено 19 авиалайнеров «Суперджет-100», а поставлено заказчикам 6 самолетов.

10 сентября нынешнего года на аэродроме КнАФ совершил свой первый полет очередной серийный пассажирский самолет «Суперджет-100» (заводской № 95205 и регистрационный № RF-89145). Машина предназначена для авиакомпании «Россия». Это восьмой серийный «Суперджет» в нынешнем году. Девятый в 2020 г. серийный самолет SJ-100 (заводской № 95206 и регистрационный № RA-89146) находится на финишном этапе в цехе окончательной сборки. Это будет 206-й самолет марки «Суперджет-100».

B ноябре 2018 г. экс- президент компании «ГСС» Александр Рубцов заявил журналистам, что серийное производство самолетов «Суперджет-100» (SJ-100) пока убыточно и что оно станет рентабельным тогда, когда «его объем достигнет 30-32 самолетов и не менее пяти бизнес-джетов SJ-100 в год». Следовательно, необходимо строить в течение года около 40 машин. За прошедшие десять лет пик производства самолетов SJ-100 (SSJ-100) в течение года был достигнут в 2014 г. – 36 машин. За последние годы средний темп производства на авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре составил 1,5 самолета за месяц. Созданное 20 лет назад АО «ГСС» на протяжении многих лет генерировало убытки, что являлось постоянной «головной болью» у руководства Объединенной авиастроительной корпорации.

В начале осени 2018 г. ПАО «Аэрофлот» и АО «ГСС» подписали соглашение на поставку 100 самолетов SJ-100 «Аэрофлоту». Первые «Суперджеты» (пять штук) в рамках этого соглашения поступили в авиакомпанию «Аэрофлот» через госкорпорацию развития «ВЭБ. РФ» в январе 2020 г. Вся сумма сделки по закупке 100 лайнеров составляет $3,8 млрд. Весь контракт должен быть реализован до 2026 г. Это единственный на сегодняшний день крупный заказ у компании «РС».

Сейчас «Суперджеты» не конкурентоспособны на мировом рынке. Одна из причин неудач с продвижением SJ-100 на мировом рынке – это слабый уровень сервисной техподдержки регионального авиалайнера. Поэтому правительству России остается только усиленно проталкивать SJ-100 на внутреннем рынке с помощью различных финансовых и организационных инструментов.

Проект новой модели SSJ-New

ГК «Ростех» намерена разработать усовершенствованную модель «Суперджета» – самолет Sukhoi Superjet New (SSJ-New) к 2023 г. Эта разработка будет поручена ОАК. По расчетам «Ростеха», создание новой усовершенствованной модели обойдется в 120-130 млрд. руб. Планируется, что доля российских компонентов в авиалайнере SSJ-New составит 50-60%. Решено, что комплекс бортового радиоэлектронного оборудования, гидравлическая и топливные системы, система кондиционирования воздуха и др. будут российского производства.

Бюджет программы машины SSJ-New уже рассчитан и распределен по годам. Большую часть инвестиций на SSJ-New ОДК и ОАК получат из госбюджета. Около половины суммы уйдет на создание отечественного двигателя нового поколения ПД-8 для самолета SSJ-New, разработкой которого займутся предприятия Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК). ОАК будет выделено на разработку SSJ-New не менее 50 млрд. руб.

Двигатель ПД-8 должен прийти на замену российско-французскому двигателю SaM146, который сейчас устанавливается на «Суперджете». Разработка турбореактивного двигателя ПД-8 в настоящее время находится на стадии эскизного проектирования. Мотор ПД-8 создается на базе газогенератора двигателя ПД-14 для авиалайнера МС-21 и будет иметь тягу 7,9 тс на взлетном режиме.

Юрий Пономарев

 

Фото ОАК