Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Корпорация «Иркут», Центр бизнес-авиации Внуково и Национальная резервная корпорация создали управляющую компанию «Слава», которая планирует осуществлять бизнес-авиаперевозки на самолетах SJ-100
Партнером проекта выступает госкорпорация развития «ВЭБ. РФ». Оператором самолетов является авиакомпания «Азимут», которая продемонстрировала эффективную эксплуатацию парка машин марки SJ-100 на своих маршрутах в течение последних двух лет. Базовым аэропортом проекта станет «Внуково-3». На первой фазе проекта в уставной капитал авиакомпании «Слава» будут переданы три самолета «Суперджет-100», которые сейчас проходят доработку до компоновки 56 кресел. В дальнейшем планируется увеличение авиапарка до десяти машин «Суперджет-100» для авиаперевозок по заказу состоятельных клиентов.
Создание новой отечественной специализированной авиакомпании предпринимается при участии госкорпорации «Ростех», которая стремится «пристроить» более 50 невостребованных «Суперджетов». За несколько лет у компании «Региональные самолеты» (бывшая «Гражданские самолеты Сухого»), которая сейчас входит в состав НПК «Иркут», скопилось около 60 непроданных самолетов SJ-100. Из них 22 самолета уже полностью готовы для эксплуатации, так называемые на профессиональном сленге «белые хвосты».
Запас самолетов произошел по разным причинам. В частности, мексиканская авиакомпания Interjet взяла только 22 самолета марки SJ-100, а заказала 30 штук, а ирландская Cityjet заказала 15 машин с опционом еще на 16, а приобрела только семь региональных авиалайнеров. В феврале 2019 г. ирландская авиакомпания вообще отказалась от поставленных российских самолетов «Суперджет-100». В настоящее время цена одного регионального авиалайнера SJ-100 оценивается примерно в $33 млн. Суммировав, можно сделать вывод, что ОАК в первой половине 2020 г. располагала авиапарком невостребованных лайнеров марки SJ-100 стоимостью около $2 млрд.
Также госкорпорация «Ростех» планирует до 2024 г. поставить несколько десятков самолетов «Суперджет-100» (SJ-100) авиакомпании Red Wings («Красные крылья»), которую «Ростех» контролирует через Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК).
2 сентября нынешнего года Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК), 100% акций которой принадлежит Минтрансу РФ, передала в операционную аренду авиакомпании Red Wings, базирующейся в столичном аэропорту «Домодедово», первый самолет SJ-100. До конца 2020 г. авиакомпания планирует получить еще пять машин «Суперджет-100».
Юрий Пономарев
Фото ОАК