Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
На Ульяновском авиазаводе наконец-то увеличились темпы строительства серийных транспортных самолетов, которые с 2021 г. будут передаваться военным по новой цене
В цехе финишной сборки доделывают очередной серийный самолет, на очереди следующий
Сейчас в производстве окончательной сборки завершается строительство шестого серийного тяжелого транспортного самолета Ил-76МД-90А (серийный № 0205). В июне новый самолет собираются передать на Летно-испытательную станцию (ЛИС). В конце мая на ульяновском предприятии АО «Авиастар-СП» (входит в состав Дивизиона транспортной авиации (ДТА) ОАК, находящейся под управлением госкорпорации «Ростех») успешно завершили испытания на герметичность очередного самолета Ил-76МД-90А (серийный № 0205), строящегося по производственной программе 2020 г.
Машину также строят в рамках контракта с Минобороны России. Новый военно-транспортный самолет будет вторым в 2020 г. воздушным судном данной модификации, который передадут на ЛИС АО «Авиастар-СП» по производственной программе ДТА Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). Для выполнения производственного плана в 2020 г. ульяновским самолетостроителям необходимо передавать из цеха окончательной сборки на ЛИС новый самолет Ил-76МД-90А в течение каждых 2,5 месяцев. В нынешнем году в Ульяновске собираются построить 5 машин марки Ил-76МД-90А.
Следующая серийная машина Ил-76МД-90А (серийный № 0206) – это первый самолет, построенный с помощью автоматизированной поточной линии сборки, которую запустили в эксплуатацию в октябре 2019 г. В середине нынешнего лета она должна быть передана на ЛИС из цеха окончательной сборки.
По сравнению с ранее используемой технологией автоматизированная поточная линия позволит на 38% снизить трудоемкость сборки самолетов. В целом новая линия поточной сборки машины Ил-76МД-90А позволяет изготавливать один самолет в две недели.
Поточная линия окончательной сборки Ил-76МД-90А и модификаций машины называется ПЛС-76. Эта линия состоит из десяти роботизированных станций для стыковки отсеков фюзеляжа, крыла, хвостового оперения и станций для монтажа силовых установок, систем самолета. Станции ПЛС-76 обеспечивают полную сборку самолета из агрегатов планера, поступающих с агрегатно-сборочного производства и до выкатки самолета на своих шасси c навешенными двигателями и оснащенного всеми бортовыми системами.
Самыми сложными станциями ПЛС-76 являются станции стыковки отсеков фюзеляжа и сборки планера, которые включают в себя стенды бесстапельной автоматизированной сборки, разработанные впервые отечественными специалистами. Центральным звеном стендов является система управления, позволяющая управлять сложным пространственным объектом с высокой точностью одновременно по 10-12 осям. Автоматизированная линия ПЛС-76 оснащена системой лазерного трекирования, которая обеспечивает высокую точность стыковки всех элементов самолета. В создании ПЛС-76 участвовали отечественные предприятия «Авиационный Консалтинг-ТЕХНО», «Авиастар-СП» и НИАТ.
Новая стоимость самолета
Недавно в СМИ появились сообщения, что АО «Авиастар-СП» и Минобороны России заключили договор на новых условиях на поставку крупной партии самолетов Ил-76МД-90А военным.
Прежний контракт, заключенный в октябре 2012 г. на поставку 39 самолетов Ил-76МД-90А стоимостью около 140 млрд руб., предполагал поставку самолетов Ил-76МД-90А в среднем по 3,6 млрд. руб. за штуку. Впоследствии выяснилось, что каждый
построенный транспортный самолет приносит авиазаводу около 1 млрд. руб. убытков. Согласно перезаключенному договору, по старому контракту будет сдано 13 самолетов, а с 2021 г. вступит в силу новый контракт до 2028 года на 14 машин. По новой цене в пределах 4,5-5 млрд. руб. за штуку. Эксперты полагают, что в Минобороны РФ нашли единственное оптимальное разрешение в сложной ситуации, пойдя на компромисс с производителем. Несомненно, что это решение увеличит нагрузку на госбюджет.
В нынешнем году правительство решило обновить госпрограмму «Развитие авиационной промышленности России». Как следует из постановления правительства №312, вносящего поправки в предыдущую версию госпрограммы, общие расходы бюджета предлагается увеличить на 170 млрд. руб. до 912 млрд руб. Увеличение расходов предусмотрено в течение 2022-2025 гг. Предлагается в этот период ежегодное финансирование увеличить с 40,5 млрд. руб. до 83,9 млрд. руб. Однако сейчас известно, что в нынешнем году финансирование авиапромышленности снизится на 3,5 млрд. руб. по сравнению с 2019 г.
Юрий Пономарев
Фото ОАК