Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
В Казани ведутся заводские летные испытания двух опытных образцов модернизированного сверхзвукового бомбардировщика Ту-22М3М
Первая опытная машина Ту-22М3М поднялась в воздух 28 декабря 2018 г., а второй опытный образец Ту-22М3М совершил первый полет в марте 2020 г.
По официальной информации, на конец мая нынешнего года на второй машине выполнено пять полетов. Выход на сверхзвук прошел в ходе четвертого полета. По утверждению разработчиков, машина показала на сверхзвуке хорошую устойчивость и управляемость, Обновленные системы и оборудование в ходе испытаний работали в штатном режиме. На начало 2020 г. первая опытная машина Ту-22М3М совершила более 20 полетов.
По утверждению разработчиков, во время проведенной глубокой модернизации на самолете Ту-22М3М было на 80% обновлено бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО). В частности, на обновленной машине было установлено новое навигационное, связное, прицельное оборудование, системы управления двигателями и топливной автоматикой, система радиоэлектронного противодействия. Также обновлена часть общесамолетного оборудования. Модернизированный самолет также оснащен новой информационно-управляющей системой (ИУС) с цифровой индикацией в кабине экипажа, обладающей функциями интеллектуальной поддержки действий экипажа. Результатом проведенных работ стало значительное расширение боевого потенциала авиационного комплекса Ту-22М3М, включая повышение боевой эффективности и увеличение боевого радиуса, его эксплуатационных характеристик. Значительная часть нового БРЭО унифицирована с БРЭО сверхзвукового бомбардировщика Ту-160М.
Разработчики усовершенствованной машины утверждают, что в результате глубокой модернизации увеличится скорость полета и дальность Ту-22М3М. В настоящее время максимальная скорость полета строевого Ту-22М3 составляет (при высотном полете) более 2 тыс. км/ч, а дальность полета – около 6 тыс. км. Самолеты Ту-22М3М будут оснащены системой дозаправки в воздухе.
По заявлению разработчиков Ту-22М3М, расширена номенклатура средств вооружения, которые будет нести усовершенствованный бомбардировщик. В частности, самолет будет вооружен двумя высокоточными крылатыми ракетами Х-32 (класса «воздух-поверхность») или четырьмя гиперзвуковыми ракетами Х-47М2 «Кинжал» (класса «воздух-поверхность»). Предполагается, что ракеты Х-32 поступят на вооружение Дальней авиации Воздушно-космических сил (ВКС) России до 2020 г. Ракеты Х-47М2, размещаемые на сверхзвуковых истребителях-перехватчиках МиГ-31К, сейчас проходят эксплуатационные войсковые испытания. Новые ракетные комплексы должны заменить нынешнее базовое вооружение сверхзвукового бомбардировщика Ту-22М3. Предварительные испытания усовершенствованного бомбардировщика планируется завершить в 2020 г., а затем машину передадут на госиспытания. По результатам государственных совместных испытаний будет принято решение о размере первой партии строевых самолетов варианта Ту-22М3, которые будут модернизированы. Предполагается, что она составит около 30 машин. Намечается, что компания «Туполев» начнет глубокую модернизацию парка дальних ракетоносцев-бомбардировщиков Ту-22М3 на Казанском авиазаводе в ближайшей перспективе. Глубокая модернизация позволит расширить боевые возможности самолета, а также значительно продлить сроки эксплуатации парка дальних ракетоносцев-бомбардировщиков модели Ту-22М3 ВКС России, неплохо показавших себя в ходе боевых действий в Сирии.
Юрий Пономарев
Фото ОАК