Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Правительство России планирует выдать госгарантии на сумму в 139,6 млрд. рублей отечественным лизинговым компаниям по кредитам, привлекаемым на закупку 59 самолетов «Суперджет-100», которые остались невостребованными. Окончание поставок запланировано на 2024 г.
Спасение с помощью новой авиакомпании
На базе авиакомпании Red Wings («Красные крылья»), которая принадлежит госкорпорации «Ростех», планируется создать на Дальнем Востоке авиакомпанию, где будет создан акцент на использование преимущественно отечественной авиатехники. Для новой авиакомпании в лизинг возьмут 60 региональных самолетов «Суперджет-100» и 16 ближне-среднемагистральных авиалайнеров МС-21-300.
Новая авиакомпания будет обладать рядом преференций: субсидирование лизинговых платежей, субсидирование стоимости эксплуатации летного часа, субсидирование стоимости билетов на рейсах на Дальний Восток и в Сибирь и др.
«Одновременно в новой авиакомпании будет отрабатываться новая, эталонная модель организации сервиса и ремонта, чтобы довести до определенных мировых стандартов вопросы эксплуатации, чтобы не было больше нареканий, что российские самолеты в период эксплуатации уступают западным. И эта модель будет тиражироваться в других авиакомпаниях», – заявил вице-премьер Юрий Борисов, курирующий в правительстве ОПК.
Поставки и производство «Суперджетов-100» в ближайшей перспективе
21 мая на аэродроме авиазавода в Комсомольске-на-Aмуре (КнАФ) компании «Региональные самолеты (РC)» (бывш. «Гражданские самолеты Сухого») совершил первый полет 200-й серийный региональный самолет «Суперджет-100» (SJ-100). Борт имеет заводской № 95200 и регистрационный № RF-89140. Выкатка авиалайнера состоялась в начале февраля нынешнего года. 200-я машина SJ-100 предназначена для «Аэрофлота».
Стоит напомнить, что свой самый первый полет авиалайнер SJ-100 совершил 19 мая 2008 г. на аэродроме авиазавода в Комсомольске-на-Амуре. 100-й самолет «Суперджет-100» первый раз поднялся в воздух там же в октябре 2015 г.
Производственный план КнАФ на 2020 г. – приблизительно 20 машин SJ-100. В 2019 г. на авиазаводе было построено 19 авиалайнеров «Суперджет-100», а поставлено заказчикам 6 самолетов.
B ноябре 2018 г. экс- президент компании «ГСС» Александр Рубцов заявил журналистам на пресс-конференции, что серийное производство самолетов «Суперджет-100» пока убыточно и что оно станет рентабельным тогда, когда «его объем достигнет 30-32 самолетов и не менее пяти бизнес-джетов в год», то есть необходимо строить в течение года около 40 машин. За прошедшие десять лет пик производства самолетов SJ-100 (SSJ-100) в течение года был достигнут в 2014 г. – 36 машин. За прошедшие годы средний темп производства составил 1,5 самолета за месяц. Созданное 20 лет назад АО «ГСС» на протяжении многих лет генерировало убытки, что являлось постоянной «головной болью» у руководства Объединенной авиастроительной корпорации.
В начале осени 2018 г. ПАО «Аэрофлот» и АО «ГСС» подписали соглашение на поставку 100 самолетов SJ-100 «Аэрофлоту». Первые «Суперджеты» (пять штук) в рамках этого соглашения поступили в авиакомпанию «Аэрофлот» через госкорпорацию развития «ВЭБ. РФ» в январе 2020 г. Вся сумма сделки по закупке 100 лайнеров составляет $3,8 млрд. Весь контракт должен быть реализован до 2026 г. Это единственный на сегодняшний день крупный заказ у компании «РС» (бывш. «ГСС»).
Сейчас «Суперджеты» не конкурентоспособны на мировом рынке. Одна из причин неудач с продвижением SJ-100 на мировом рынке – слабый уровень сервисной техподдержки регионального авиалайнера. Поэтому правительству России остается только усиленно проталкивать SJ-100 на внутреннем рынке с помощью различных финансовых средств.
Стимуляция спроса на авиалайнеры
Согласно новому закону, принятому в конце 2019 г., с 1 января 2020 г. от НДС освобожден ввоз запасных частей и комплектующих изделий, предназначенных для строительства, ремонта и модернизации на территории РФ гражданских воздушных судов.
Нулевая ставка налога устанавливается также на ввоз авиационных двигателей и запчастей к ним, которые используются для ремонта и модернизации гражданских самолетов
Также следует сказать, что правительство России для поддержки оборонно-промышленного комплекса в условиях падения спроса на гражданскую продукцию намерено загрузить в ближайшей перспективе предприятия производством военной авиатехники и автомобилей.
В связи с этим решением правительства вице-премьер Юрий Борисов заявил в СМИ, что «обеспечение загрузки предприятий при объективном падении рыночного спроса на гражданскую продукцию, планируются, в частности, опережающие закупки авиационной и автомобильной техники по кредитной схеме. Предлагается сконцентрировать весь объем закупок, рассчитанный в госпрограмме вооружений до 2027 г., во временных рамках до 2024 г.».
Юрий Пономарев
Фото ОАК