Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Госкорпорация «Ростех» планирует до 2024 г. поставить до 60 самолетов «Суперджет-100» (SJ-100) авиакомпании Red Wings, которую «Ростех» контролирует через Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК)
План реализации невостребованных «Суперджетов»
За несколько лет у компании «Региональные самолеты» (бывшая «Гражданские самолеты Сухого»), которая сейчас входит в состав НПК «Иркут», скопилось около 60 непроданных самолетов SJ-100. Из них 22 самолета уже полностью готовы для эксплуатации, так называемые на профессиональном сленге «белые хвосты».
Запас самолетов произошел по разным причинам. В частности, мексиканская авиакомпания Interjet взяла только 22 самолета марки SJ-100, а заказала 30 штук, а ирландская Cityjet заказала 15 машин с опционом еще на 16, а приобрела только семь региональных авиалайнеров. В феврале 2019 г. ирландская авиакомпания вообще отказалась от поставленных российских самолетов «Суперджет-100».
Сейчас около 10 самолетов «Суперджет-100» находятся на базе Летно-испытательного центра в Жуковском. Еще примерно 30 самолетов SJ-100 – на авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре. В настоящее время цена одного регионального авиалайнера SJ-100 оценивается примерно в $33 млн. Суммировав, можно сделать вывод, что ОАК сейчас располагает авиапарком невостребованных лайнеров марки SJ-100 стоимостью около $2 млрд.
В нынешнем мае руководитель ГК «Ростех» Сергей Чемезов представили президенту Владимиру Путину программу поставок SJ-100 авиакомпании Red Wings («Красные крылья»). Согласно разработанной программе, самолеты можнет выкупить за счет госбюджетных субсидий одна из государственных лизинговых компаний, на что потребует более 100 млрд. руб.
Необходимо сказать, что авиакомпания Red Wings эксплуатировала в начале нынешнего десятилетия пять самолетов «Суперджет-100». В 2016 г. авиакомпания отказалась от воздушных судов типа SJ-100. Самолеты были переданы авиакомпаниям «ИрАэро» и «Якутия». Сейчас авиапарк авиакомпании Red Wings состоит только из воздушных судов международной компании «Эрбас» авиалайнер А320 и А321.
Планы на ближайшие годы
18 мая вице-премьер Юрий Борисов заявил СМИ, что на базе авиакомпании Red Wings будет создана новая авиакомпания, авиапарк которой будет состоять из самолетов российского производства, в том числе SJ-100. «Сегодня на базе компании Red Wings, которая принадлежит «Ростеху», будет создана компания, где будет создан акцент на использование именно отечественной авиатехники», – сказал Юрий Иванович. Юрий Борисов также сказал, что «РФ с 2024 г. должна нарастить ежегодный выпуск гражданских самолетов до 100 с нынешних 35-40 штук».
Вице-премьер Юрий Борисов сообщил, выступая по ТВ, что «начиная с 2024 г. мы должны выйти на показатель свыше 100 самолетов по гражданскому направлению. И этот показатель должен будет расти: это свыше 72 самолетов МС-21, порядка 30, может быть больше, «Суперджетов», 12 самолетов Ил-112, ну и уже понемножку, самолетов других типов».
Необходимо заметить, что ежегодно в течение последних двух лет в России выпускается около 30 самолетов гражданского, транспортного и специального назначения. О планах в несколько раз увеличить выпуск гражданских воздушных судов говорилось многократно в течение прошедших двадцати лет, но так и не и не состоялось.
Субсидии авиакомпаниям
Минтранс России предложил во втором полугодии нынешнего года выделить отечественным авиакомпаниям еще 30 млрд. руб. из госбюджета. Решение будет принято по итогам работы авиаперевозчиков во втором квартале 2020 г. На данный момент уже согласовано предоставление субсидий авиакомпаниям на сумму в 23,4 млрд руб. и еще на сумму в 10,1 млрд. руб. – аэропортам.
Юрий Пономарев
Фото ОАК
На снимке: самолеты "Суперджет-100" на стоянке в ЛИЦ в Жуковском