Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
История разработки среднего военно-транспортного самолета (СВТС) Ил-276 – еще один отечественный долгострой в отечественной авиапромышленности
Хороший старт проекта
Разработка СВТС началась в 2001 г. В начале 2000-х этот совместный российско-индийский проект назывался МТА (по-русски МТС). В переводе с английского языка эта аббревиатура обозначала «многоцелевой транспортный самолет». Базовое соглашение о разработке и производстве МТА партнеры подписали в сентябре 2010 г. Ожидалось, что первый полет машина MTА совершит в 2017 г., а ее серийное производство планировалось начать в 2019 г. В 2015 г. индийская сторона вышла из проекта. Компания «Ильюшин» продолжила работы по разработке самолета самостоятельно в инициативном порядке.
В 2017 г. самолет получил наименование Ил-276 (ранее проект имел обозначение Ил-214). В марте 2018 г. Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) и Минпромторговли России утвердили тактико-техническое задание (ТТЗ) на СВТС Ил-276. Руководство компании «Ильюшин» сообщило в мае 2018 г., что в ОКБ им. С.В.Ильюшина начато эскизное проектирование среднего военно-транспортного самолета (СВТС) Ил-276, которое планировали завершить в 2019 г. Был утвержден перечень соисполнителей опытно-конструкторских работ (ОКР).
Затем, в декабре 2018 г. было официально заявлено, что в начале ноября 2018 г. Минобороны России утвердило тактико-техническое задание на новый средний военно-транспортный самолет (СВТС) Ил-276.
Разработка велась сразу с двумя типами двигателей: предполагалось, что на первом этапе самолет будет оснащен двумя двигателями ПС-90А-76, на втором – двумя модернизированными двигателями ПД-14.
По заявлению разработчиков, «впервые в истории создания военно-транспортных самолетов ТТЗ подготовлено под нормы Минобороны и под требования Международной организации гражданской авиации (ICAO), что позволит существенно сократить сроки проведения сертификации самолета и ускорить его введение в сферу гражданского применения».
Необходимо сказать, что весной 2018 г. ЦАГИ и компания «Ильюшин» согласовали программу совместных работ по совершенствованию аэродинамических характеристик перспективного СВТС Ил-276. В 2017 г. в аэродинамических трубах (АДТ) ЦАГИ был проведен большой цикл испытаний СВТС Ил-276. В частности, целью исследований являлось определение аэродинамических характеристик (АДХ) модели летательного аппарата с механизированным крылом на режимах взлета и посадки. Также важным моментом работ стало исследование влияния близости земной поверхности (в экспериментах ее имитировал экран) на взлетно-посадочные характеристики самолета.
Неожиданный маневр в 2019 г.
Предполагалось, что перспективный отечественный СВТС будет способен перевозить груз массой 12 т на расстояние до 3,7 тыс. км, а груз массой 20 т – на дальность до 2 тыс. км с крейсерской скоростью до 800 км/ч. Намечалось, что в 2019 г. начнется разработка инженерного тренажера машины. Первый полет перспективного СВТС запланировали на 2023 г., начало серийного производства – на 2026 г. Планировалось создать на базе транспортного варианта самолет-топливозаправщик, самолет-ретранслятор и воздушный госпиталь.
Весной 2019 г., когда по плану должно было завершиться эскизное проектирование Ил-276, на должность генерального директора компании «Ильюшин» был назначен Юрий Грудинин. Новым генеральным директором и его командой была произведена ревизия всех работ, выполненных по Ил-276 при бывшем генеральном директоре Алексее Рогозине.
Став генеральным директором Юрий Грудинин, упразднил Проектно-технический комплекс (ПТК) – подразделение, работавшее по современным стандартам, по проекту СВТС. Основная часть специалистов ПТК уволилась с предприятия и перешла в ОКБ компании «Туполев». Работы по Ил-276 в компании «Ил» были приостановлены.
Затем руководство ОАК решило провести конкурс. В ОКБ им. А.Н.Туполева с «полки» достали проект СВТС Ту-330, который там пылился с середины 90-х годов прошлого столетия, когда в ОКБ «туполевской» фирмы еще оставался костяк высококвалифицированных специалистов.
В августе 2019 г. руководитель Минпромторговли России Денис Мантуров в интервью для СМИ заявил, что «в настоящее время действительно рассматриваются два варианта СВТС, построенных на базе разработок, предлагаемых «Ил» и «Туполев». В ближайшее время комиссия заказчика, сформированная из представителей научных центров авиационной отрасли, предприятий промышленности, Минпромторга и Минобороны России начнет свою работу с целью формирования рационального облика СВТС с учетом потребностей государственной и гражданской авиации».
По результатам прошедшего в конце сентября 2019 г. заседания Научно-технического совета ОАК победитель между компаниями «Ил» и «Ту» выявлен не был. Было принято решения отложить принятие решения на конец ноября 2019 г.
В декабре в 2019 г. на заседании Межведомственная комиссия Минпромторговли также не смогла определиться, кому поручить разработку самолета СВТС: компании «Ильюшин» или «Туполев».
В конце зимы нынешнего года стало известно, что концепция нового среднего военно-транспортного самолета фактически одобрена и что предстоит подготовить необходимые документы. Сейчас в ОАК заявляют, что перспективный СВТС должен появиться к концу 2020-х годов. Даже назвали ориентировочные даты: начало серийного производства – конец 2020-х годов.
Межведомственная рабочая группа с участием ключевых НИИ , авиационной промышленности, представителей от производства Минобороны и Минпромторговли по-прежнему продолжает рассматривать варианты компании «Ил» и «Ту».
Можно сделать с большой долей уверенности предположение, что при подобных темпах работы новый отечественный СВТС первый раз поднимется в воздух не ранее 2030 г.
Юрий Пономарев
Фото aviaforum.ru
На снимке модель самолета МТА