Руководство ОАК обеспокоено темпами серийного производства Ил-76МД-90А

5 марта 2020 г. в АО «Авиастар-СП» состоялось рабочее совещание под руководством генерального директора ПАО «ОАК» Юрия Слюсаря по вопросам, связанным с выполнением производственной программы предприятия

В совещании приняли участие генеральный директор ПАО «Ил» Юрий Грудинин и управляющий директор АО «Авиастар-СП» Василий Донцов.

Сейчас в производстве окончательной сборки завершается строительство пятого серийного тяжелого транспортного самолета Ил-76МД-90А (серийный № 0204). Новый самолет вскоре передадут на Летно-испытательную станцию (ЛИС), изготовлен в рамках контракта с Минобороны России. Новый военно-транспортный самолет будет первым в 2020 г. воздушным судном данной модификации, переданным на ЛИС АО «Авиастар-СП» по производственной программе Дивизиона транспортной авиации Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК).

Стоит сказать, что в прошлом 2019 г. проблемы на ульяновском «Авиастаре» привели авиазавод к работе в режиме «ручного управления» из Москвы. Была создана специальная межведомственная комиссия Минпромторговли и Минобороны. Практически ежемесячно два замминистра проводили совместные совещания, отслеживали ход подготовки, производства и завершения всех научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по этому направлению.

Стоит напомнить, что строительство первого опытного образца военно-транспортного самолета (ВТС) Ил-76МД-90А началось в Ульяновске в конце 10-х годов нынешнего столетия. ВТС Ил-76МД-90А (изделие 476) – это глубокая модернизация самолета Ил-76 (первая серийная машина была выпущена весной 1973 г.). Строительство первого летного образца самолета Ил-76МД-90А была завершено в декабре 2011 г. Первый полет машина Ил-76МД-90А (№ 0102) совершила в конце сентября 2012 г. На сегодняшний день построено восемь самолетов Ил-76МД-90А: четыре опытных экземпляра и четыре серийных. Получается такой расклад: средний темп производства самолета Ил-76МД-90А составил в последние годы одна машина за год.

Перед Ульяновским авиазаводом поставлена задача в 2020 г. выпустить не менее шести самолетов Ил-76МД-90А, а в 2021 г. – не менее семи, начиная с 2022 г. – порядка 10-12 самолетов ежегодно.

Необходимо сказать, что за прошедшие три года на «Авиастаре» сменилось четыре руководителя. В марте 2016 г. «Авиастар» покинул генеральный директор Сергей Дементьев (руководил «Авиастаром» с 2010 по 2016 гг.). В марте 2016 г. управляющим директором «Авиастара» назначили Андрея Капустина. В начале 2017 г. на этом посту его сменил Сергей Юрасов. В июне 2018 г. управляющим директором авиазавода «Авиастар» стал Николай Донцов, который занимает этот пост по настоящее время.

Анализируя работу отечественных авиазаводов на протяжении последних пяти лет, можно сказать, что проблемы с серийным производством самолетов, особенно тяжелого класса, характерны для целого ряда самолетостроительных предприятий России. Проблемы «Авиастара» – это проблемы в целом отечественной авиапромышленности.

Невозможно создать конкурентоспособную на мировом рынке наукоемкую отрасль при слабой экономике. Пока доля России на мировом рынке крайне мала. Для сравнения доля США в глобальном валовом продукте составляла в 2017 г. 24,3%, КНР – 14,8%, Японии – 5,9% и т.д., а России – всего 1,8%.

 

Юрий Пономарев

Фото ОАК