Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Во второй декаде февраля 2020 г. АО «Гражданские самолеты Сухого (ГСС)» потеряло статус отдельного юридического лица и с этого момента постепенно трансформируется в филиал ПАО «НПК «Иркут», которое становится головным предприятием дивизиона гражданской авиации в ОАК
Событие, о котором, как плане на ближайшую перспективу, впервые заговорили в 2017 г. свершилось. Формальное одобрение на переподчинение компании «ГСС» и слияние ее с НПК «Иркут» от Совета директоров Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) было получено весной 2019 г.
Филиалами ПАО «НПК «Иркут» кроме АО «ГСС» также становятся АО «Новые гражданские технологии» и ООО «ОАК» – центр комплексирования».
Можно предположить, что в ближайшей перспективе серийным производством и разработкой новых моделей регионального авиалайнера «Суперджет-100» (SJ-100) будут «рулить» выходцы из «НПК «Иркут».
В начале осени 2018 г. ПАО «Аэрофлот» и АО «ГСС» подписали соглашение на поставку 100 самолетов SJ-100 «Аэрофлоту». Первые «Суперджеты» (пять штук) в рамках этого соглашения стали поступать в авиакомпанию «Аэрофлот» через госкорпорацию развития «ВЭБ. РФ» только в январе наступившего 2020 г. Весь контракт должен быть реализован до 2026 г. Это единственный крупный твердый заказ у АО «ГСС» на сегодняшний день.
Однако в целом в 2019 г. компания «ГСС» не смогла выполнить годовой план продаж самолетов SJ-100, который составлял около 20–25 машин. Из отчетности компании «ГСС» следует, что в течение 2019 г. руководство компании скорректировало планы и остановилось вначале на 16, в затем на 18 региональных машинах SJ-100.
Созданное 20 лет назад АО «ГСС» на протяжении многих лет генерирует убытки, что является постоянной «головной болью» у руководства ОАК.
Можно также предположить, что корпорация «Иркут» будет в ближайшей перспективе тянуть «финансовое одеяло» на себя: на разработку и развертывание серийного производства своего родного изделия – ближне-среднемагистрального авиалайнера модели МС-21. Первая модель из этого семейства – машина МС-21-300 в количестве 4 опытных образцов сейчас проходит сертификационные испытания.
Юрий Пономарев
Фото ОАК
На снимке: в полете «Суперджет-100»