Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
В воскресенье 2 февраля 2020 г. в Казани совершил первый полет модернизированный стратегический бомбардировщик Ту-160М
Полет проходил на высоте 1,5 тыс. м и длился 34 минуты. Самолет пилотировал экипаж под руководством заслуженного летчика-испытателя России, работающего на Жуковской летно-испытательной и доводочной базе (ЖЛИиДБ) компании «Туполев» Анри Наскидянца (1960 г.р.). По официальной информации, во время полета были выполнены необходимые проверки обновленных систем и оборудования. По данным экипажа, полет прошел в штатном режиме, системы и оборудование отработали без замечаний.
Церемония выкатки первого опытного образца модернизированного стратегического бомбардировщика Ту-160М (бортовой номер «19», названный в честь известного отечественного авиаконструктора «Валентин Близнюк») состоялась 17 ноября 2017 г. на Казанском авиазаводе им. С.П.Горбунова. Машина была построена на основе недостроенного планера серийного самолета (№ 804), оставшегося на авиазаводе с 1990-х годов. Первоначально планировали, что первый полет модернизированного стратегического бомбардировщика Ту-160М состоится в феврале 2018 г.
Первый опытный Ту-160М создан в рамках масштабной программы модернизации строевых авиационных комплексов стратегической и дальней авиации, которую выполняет ПАО «Туполев».
Проект модернизации самолетов Ту-160 в вариант Ту-160М («изделие 70М») был утвержден в октябре 2014 г. В рамках глубокой модернизации на машине Ту-160М установлено новое пилотажно-навигационное оборудование, бортовой комплекс связи, система управления, РЛС, комплекс радиоэлектронного противодействия.
В перспективе самолеты Ту-160М должны также получить усовершенствованные турбореактивные двигатели НК-32-02 (серии 2), восстановлением серийного производства которых занимаются в АО «ОДК-Кузнецов» (Самара). На опытном образце Ту-160М двигатели НК-32-02 пока не установлены.
По словам заместителя министра обороны Алексея Криворучко, модернизированный сверхзвуковой бомбардировщик Ту-160М2, построенный с «нуля», совершит свой первый полет в 2021 г., его строительство идет по плану. Как сказал А.Криворучко, поставки в соединения и части дальней авиации машины Ту-160М2 должны начаться в 2023 г. Воздушно-космические силы (ВКС) России получат 10 бомбардировщиков Ту-160М2 к 2027 г. Также А.Криворучко заявил, что новые модернизированные Ту-160М2, построенные с «нуля», не будут отличаться от модернизированных самолетов марки Ту-160М. Маркировка Ту-160М2 будет использоваться для обозначения построенных с «нуля» усовершенствованных машин марки Ту-160. Всего до уровня Ту-160М также должны быть модернизированы 15 строевых самолетов ВКС России.
Параллельно с возобновлением серийного производства самолета Ту-160 на Казанском авиазаводе проводится реконструкция предприятия, ведутся работы по обновлению станочного парка.
Юрий Пономарев
Фото ОАК