На «Авиастаре» наконец-то начали строить модернизированные транспортные самолеты Ил-76МД-90А на автоматизированной поточной линии

В октябре нынешнего 2019 года на Ульяновском авиазаводе была запущена в эксплуатацию автоматизированная поточная линия сборки самолетов Ил-76МД-90А

Руководство АО «Авиастар-СП» официально сообщило о запуске роботизированной линии сборки усовершенствованного тяжелого транспортного самолета Ил-76МД-90А. Недавно был состыкован в автоматическом режиме первый фюзеляж самолета Ил-76МД- 90А. По сравнению с ранее используемой технологией автоматизированная поточная линия позволит на 38% снизить трудоемкость сборки самолетов. В целом новая линия поточной сборки машины Ил-76МД-90А позволяет изготавливать один самолет в две недели.

Поточная линия окончательной сборки Ил-76МД-90А и модификаций машины называется ПЛС-76. Эта линия состоит из десяти роботизированных станций для стыковки отсеков фюзеляжа, крыла, хвостового оперения и станций для монтажа силовых установок, систем самолета. Станции ПЛС-76 обеспечивают полную сборку самолета из агрегатов планера, поступающих с агрегатно-сборочного производства и до выкатки самолета на своих шасси c навешенными двигателями и оснащенного всеми бортовыми системами.

Самыми сложными станциями ПЛС-76 являются станции стыковки отсеков фюзеляжа и сборки планера, которые включают в себя стенды бесстапельной автоматизированной сборки, разработанные впервые отечественными специалистами. Центральным звеном стендов является система управления, позволяющая управлять сложным пространственным объектом с высокой точностью одновременно по 10-12 осям. Автоматизированная линия ПЛС-76 оснащена системой лазерного трекирования, которая обеспечивает высокую точность стыковки всех элементов самолета. В создании ПЛС-76 участвовали отечественные предприятия «Авиационный Консалтинг-ТЕХНО», «Авиастар-СП» и НИАТ.

Сейчас в России уже несколько лет как эксплуатируются две зарубежные системы бесстапельной сборки транспортных самолетов. Вначале аналогичная линия была запущена на авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре, где строятся региональные самолеты семейства «Суперджет-100» на автоматизированной линии сборки германской компании BRÖTJE. Затем аналогичную линию запустили на Иркутском авиазаводе, которая предназначена для сборки ближне-среднемагистрального авиалайнера МС-21 (создана германской компанией ThyssenKrupp).

Работы по установке ПЛС-76 начались на «Авиастаре» осенью 2016 г. в цеху, длина которого составляет 500 м, а ширина – 100 м. Изначально предполагалось, что на установку ПЛС-76 и отладку уйдет около года, а в действительности пришлось затратить в два раза больше времени.

Генеральный директор ПАО «Ил» Юрий Грудинин заявил, что на следующий 2020 г. «Авиастар» берет повышенные обязательства по выпуску шести самолетов Ил-76МД-90А (в 2019 г. собираются построить три штуки) и что производственные мощности позволят выпускать до 18 самолётов Ил-76МД-90А в год. Он также сообщил, что в компании «Ильюшин» начали заниматься сертификацией гражданской версии модели Ил-76-90А по российским стандартам (АП-25).

Следует сказать, что в 2012 г. Минобороны России и ОАК заключили контракт, согласно которому ульяновское предприятие «Авиастар-СП» должно построить 39 самолетов Ил-76МД-90А для Вооруженных сил РФ, а всего российские военные намерены приобрести более 100 самолетов семейства Ил-76-90А.

Юрий Пономарев

 

Фото ОАК