Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Руководство Минпромторговли России оценило инвестиции в опытно-конструкторские работы (ОКР) по проекту регионального самолета L-610, разработанному в Чехии, в 20-25 млрд. рублей
Самолет L-610
Директор Департамента авиационной промышленности Минпромторговли Дмитрий Лысогорский (ранее работавший в Департаменте автопромышленности и железнодорожного машиностроения) заявил, что финансирование по проекту перспективного самолета местных воздушных линий (МВЛ) L-610 предположительно может быть открыто до конца 2019 г., тогда серийное производство самолета может начаться в 2023 г. В министерстве полагают, что новый самолет МВЛ вместимостью до 40 пассажиров должен войти в линейку самолетов МВЛ и занять нишу между собираемым по лицензии в России 19-местным L-410 и создаваемым сейчас 64-местным самолетом Ил-114-300. На сегодняшний день стоимость развертывания серийного производства самолета L-610 не проработана.
Стоит напомнить, что работы по самолету L-610 были начаты в Чехословакии в середине 80-х годов прошлого столетия. Требования на новый самолет, создаваемый на базе машины L-410, сформировал заказчик – Главное управление гражданского воздушного флота («Аэрофлот») СССР. Первый полет самолета L-610 состоялся в конце декабря 1988 г. В 2006 г. от выпуска самолета L-610 отказались. Оснастка и производственный задел были уничтожены. Всего было изготовлено 8 машин, включая 2 планера самолета для статических наземных испытаний.
Стоит сказать, что на МАКС-2019 Уральский завод гражданской авиации (УЗГА) и региональная авиакомпания «Полярные авиалинии» (принадлежит авиакомпании «Якутия» и правительству Республики Саха) договорились о поставке самолетов L-610. Во время авиасалона гендиректор УЗГА Вадим Бадеха и гендиректор авиакомпании «Полярные авиалинии» Андрей Винокуров подписали предварительное соглашение о поставке 10 самолетов L-610 с 2023 по 2025 гг.
Самолет L-410
В последние два года на УЗГА продолжают наращивать объемы крупноузловой сборки самолета МВЛ L-410 из машинокомплектов, поставляемых из Чехии. Генеральный директор УЗГА Вадим Бадеха сообщил СМИ, что до 2020 г. предприятие поставит гражданским перевозчикам около 40 самолетов L-410. В частности, в 2019 г. правительством России предусмотрено выделение денег в размере 1,7 млрд. руб. для закупки четырех самолетов местных воздушных линий (МВЛ) L-410 российской сборки через Государственную транспортную лизинговую компанию (ГТЛК). Также 1 млрд. руб. на приобретение L-410 будет привлечен из внебюджетных источников. Итого почти 3 млрд. руб.
Программа по поставкам отечественным авиакомпаниям самолетов L-410 лицензионной сборки осуществляется через механизм финансового лизинга ГТЛК с 2016 г. Программа была продолжена правительством России и разбита дополнительно на 2-й и 3-й этапы. Ранее сообщалось, что общий объем закупок через ГТЛК самолетов L-410 по трехэтапной программе составит 14 машин.
В конце декабря 2017 г. заместитель министра обороны России Юрий Борисов заявил, что для нужд российской армии планируется закупить на УЗГА 18 самолетов L-410 в ближайшие годы. В нынешнем 2019 г. планируется собрать по лицензии 18 самолетов L-410, а в 2020 г. – 20 машин.
По заявлению генерального директора УЗГА Вадима Бадехи, сейчас «уровень локализации производства при сборке самолета L-410 чешской разработки достигает порядка 35%. К 2021 г. уровень локализации должен достигнуть 72%».
Самолет Ил-114-300
Первый опытный образец самолета Ил-114-300, предназначенный для летных испытаний, делают из машины № 0108, выпущенной на Ташкентском авиазаводе в 1994 г., которая находилась все эти годы на хранении в ЛИиДБ компании «Ильюшин», теперь официально этот вариант называется «переходной версией к Ил-114-300».
В середине нынешнего лета появилась информация, что выкатка «переходной версии» машины Ил-114-300 должна состояться в октябре, а первый полет в ноябре 2019 г. в ЛИЦ им. В.К.Коккинаки в Жуковском. Однако положение дел таково, что выкатка опытной машины в заявленные сроки не состоялась, и можно с большой долей уверенности предположить, что первый полет самолета «переходной версией» к Ил-114-300 произойдет не ранее весны-лета 2020 г.
Второй летный образец Ил-114-300 (№ 0110) намечено построить в 2020 г. на Луховицком авиазаводе Московской области и поднять в воздух в ноябре 2020 г. В начале нынешнего августа на Воронежском авиазаводе (ВАСО) был изготовлен центроплан для машины Ил-114-300 (№ 0110). Центроплан был отправлен автотранспортом на авиазавод в Луховицы в сентябре. Это первый опытный агрегат по программе строительства Ил-114-300, которая предусматривает производство на ВАСО, на Ульяновском авиазаводе и Нижегородском авиазаводе «Сокол» ряда важнейших элементов планера модернизированного регионального самолета: крыла и хвостового оперения с механизацией, мотогондол и др.
Справка сайта
Первая партия турбовинтовых самолетов местных воздушных линий L-410 на Уральском заводе гражданской авиации, входящем в состав госкорпорации «Ростех», была собрана (точнее сказать достроена) по лицензии в 2017 г. Самолеты L-410 перегнали с авиазавода в чешском городе Куновица и сдали российским заказчикам в 2018 г.
Машина для местных авиалиний L-410 разработана специалистами Чехии в 60-е годы прошлого столетия. В августе 2013 г. Уральская горно-металлургическая компания (УГМК) стала 100% владельцем акций чешской компании «Эйркрафт Индастриз (Aircraft Industries), которая серийно строит машины L-410.
Юрий Пономарев
Фото сайта anyaero.com