Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Следуя стилю выступлений руководителей страны по поводу состояния отечественной экономики, директора предприятий авиапромышленности делают заявления в основном мажорного характера с объявлением успехов в будущем/
Из Парижа в дни работы 53-го Международного авиационно-космического салона «Paris Air Show-2019» пришло сообщение, что Таганрогский авиационный научно-технический комплекс (ТАНТК) им. Г.М.Бериева расширил контракт с чилийской компанией Asesorias CBP на поставку самолетов-амфибий Бе-200ЧС с пяти до семи машин. Генеральный директор ТАНТК и одновременно руководитель компании «Ил» Юрий Грудинин заявил, что начало поставок Бе-200ЧС в Чили запланировано на 2020-2021 гг.
Следует уточнить, что в начале 2018 г. на таганрогском авиазаводе планировали увеличить в 2019 г. производство самолетов-амфибий Бе-200 на 25%, чтобы за год суммарно построить четыре самолета Бе-200. Однако уже в конце 2018 г. установили планку на прежнем уровне в три машины Бе-200, одна из которых должна быть передана Минобороны России.
Пока официально не сообщалось о подписании контракта между ТАНТК им. Г.М.Бериева и Минобороны на поставку Морской авиации ВМФ России трех машин, но известно, что в Таганроге ведется постройка первых двух машин Бе-200 (№ 311 и № 312) для военных. Эти самолеты будут построены в поисково-спасательной версии. Летом 2018 г. Юрий Грудинин сказал представителям СМИ, что «сейчас на авиазаводе заложено пять самолетов Бе-200 для Минобороны России».
По неофициальной информации, третью машину Бе-200, которая будет построена в 2019 г., планируют поставить в Китай. Необходимо сказать, что в 2017 г. Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) и китайская компания Leader Energy Aircraft Manufacturing подписали контракт на поставку в КНР двух самолетов-амфибий Бе-200 с опционом на поставку еще двух машин.
В сентябре 2018 г. были оформлены еще два контракта: четыре самолета-амфибии Бе-200 заказала американская компания Seaplane Global Air Services (с опционом еще на шесть машин) и два самолета Бе-200ЧС в противопожарном варианте решила приобрести чилийская компания Asesorias СВР (с опционом еще на три машины).
Следует сказать, что МЧС России заказало 24 самолета-амфибии Бе-200 до 2024 г. Всего за 15 лет построено 17 самолетов Бе-200, в эксплуатации находится 14 машин. Сейчас в процессе сборки находится 6 машин Бе-200. В 2018 г. на авиазаводе в Таганроге после переноса производства из Иркутска в Таганрог построены и сданы заказчику три самолета-амфибии Бе-200ЧС (серийные № 306, № 307 и № 308). Эти машины были переданы МЧС России. 308-я машина была заключительной по контракту 2011 г.
Несложные расчеты показывают, чтобы выполнить подписанные контракты хотя бы в течение пяти лет, необходимо строить в течение года по четыре-пять машин Бе-200. Однако об увеличении объемов производства Бе-200 на Таганрогском авиазаводе не говорится ни слова.
Подробностей о заключенных контрактах не сообщается, поэтому приходится гадать, справиться ли ТАНКТ им. Г.М.Бериева с поставками Бе-200 отечественным и зарубежным заказчикам без уплаты неустоек или обрастет долгами. На протяжении многих лет руководство ОАК постоянно заявляет о предстоящем увеличении объемов производства самолетов гражданского назначения на отечественных авиазаводах, однако производство гражданских машин «топчится» на месте, но обещания о росте производства произносятся постоянно. Очередные мажорные заверения, видимо, надо ждать во время МАКС-2019.
Юрий Пономарев
Фото ОАК