«Зигзаги» реализации программы по серийному производству самолета «Суперджет-100»

Катастрофа регионального авиалайнера «Суперджет-100» (SJ-100) повлияла на оценку самолета у авиакомпаний

После катастрофы самолета SJ-100 авиакомпании «Аэрофлот» в Шереметьево 5 мая нынешнего года некоторые авиакомпании, например «Руслайн» и «Ямал», отказались от закупок воздушных судов этого типа. Однако портфель заказов на машину SJ-100 остается по-прежнему внушительным, во многом благодаря программе правительства по передаче в лизинг самолетов «Суперджет-100» отечественным авиакомпаниям через Государственную транспортную лизинговую компанию (ГТЛК). Сейчас портфель твердых и мягких заказов на SJ-100 у компании «Гражданские самолеты Сухого (ГСС)» до 2026 г. составляет около 145 машин. Самый большой заказ на «Суперджет» имеется от авиакомпании «Аэрофлот» – 100 самолетов. Сейчас авиапарк «Аэрофлота» насчитывает около 50 авиалайнеров марки SJ-100.

Самый «свежий» зарубежный контракт на поставку машин SJ-100 был подписан 28 февраля 2019 г. в Бангкоке. Компания ГСС получила твердый заказ на поставку шести самолетов «Суперджет-100» от тайской компании «Ком Эйрлайнз» (Kom Airlines Company). Общая стоимость контракта составляет около $ 300 млн. по каталожным ценам. Согласно контракту, все шесть авиалайнеров в компоновке на 100 пассажирских мест должны быть поставлены заказчику в период с 2019 г. по 2020 г. Первый SJ-100 из этой партии должен быть передан тайской авиакомпании осенью нынешнего года. Техническое обслуживание самолетов SJ-100 будет выполнять компания WishV, зарегистрированная в Таиланде. В настоящее время в Таиланде уже эксплуатируется три самолета SJ-100 в бизнес-версии.

28 мая нынешнего года на авиазаводе в Комсомольске-на-Aмуре совершил свой первый полет очередной серийный пассажирский самолет SJ-100. Воздушное судно с заводским № 95188 и регистрационным № 89125. Это уже 187-й построенный самолет этого типа.

В 2018 г. на авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре (КнАФ) АО «Гражданские самолеты Сухого» изготовили 24 машины марки «Суперджет-100» (SJ-100), а поставили заказчикам 28 самолетов SJ-100 различных модификаций. В 2019 г. компания ГСС планирует поставить заказчикам 28 самолетов SJ-100.Как заявил представителям СМИ президент Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Юрий Слюсарь во время Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2019), минимум 15 машин «Суперджет-100» в этом году получат российские авиакомпании, из их числа 10 самолетов предназначены «Аэрофлоту». Также Ю.Слюсарь сообщил, что ОАК планирует произвести глубокую модернизацию самолетов «Суперджет-100», которая будет включать в себя «повышение ресурсных показателей и снижение себестоимости».

На ПМЭФ-2019 генеральный директор «ВЭБ-лизинга» Артем Довлатов заявил, что сейчас реализуется проект по развитию чартерных перевозок (бизнес-чартеров) на самолетах SJ-100 в бизнес-версии. А.Довлатов сообщил, что «порядка 30 самолетов SJ-100 войдут во флот проекта бизнес-чартеров». Необходимо сказать, что в середине февраля нынешнего года аэропорт Внуково, «ВЭБ-лизинг», ОАК, авиакомпания «Азимут» и «Национальная резервная корпорация» подписали соглашение по проекту чартерных бизнес-перевозок по России на самолетах SJ-100. На ПМЭФ-2019 Ю.Слюсарь сообщил журналистам, что на первом этапе для бизнес-перевозок будет передано шесть самолетов SJ-100. Проект планируется запустить до конца 2019 г.

Необходимо отметить, что в ноябре 2018 г. экс- президент компании ГСС Александр Рубцов заявил журналистам на пресс-конференции, что серийное производство самолетов «Суперджет-100» пока убыточно и что оно станет рентабельным тогда, когда «его объем достигнет 30-32 самолетов и не менее пяти бизнес-джетов в год», то есть необходимо строить в течение года около 40 машин. Серийное производство «Суперджетов-100» началось на авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре в 2010 г.

Юрий Пономарев

 

Фото ОАК