Десять лет серийному производству самолета Як-130

19 мая 2019 г. исполняется десять лет, как с аэродрома Нижегородского авиазавода (НАЗ) «Сокол» поднялся в воздух первый серийный учебно-боевой самолет (УБС) Як-130

Первый серийный УБС Як-130 пилотировали летчики-испытатели Сергей Кара (НАЗ «Сокол») и Роман Таскаев (ОКБ им. А.С.Яковлева). Машину Як-130 начали разрабатывать в конце 80-х годов прошлого столетия, а первый полет опытный образец Як-130 совершил 25 апреля 1996 г. под управлением летчика-испытателя Андрея Синицына. В 2011 г. серийное производство машины Як-130 было передано с Нижегородского авиазавода на Иркутский авиазавод. Всего за десть прошедших лет построено более 140 УБС Як-130.За десять лет около 80 самолетов Як-130 приобрело Минобороны России. Для Воздушно-космических сил России планируется приобрести свыше 100 УБС Як-130.

Машина выбрана в качестве базового самолета для основной и повышенной подготовки военных летчиков ВКС России. Суммарная масса боевой нагрузки, размещаемой на девяти наружных узлах подвески УБС Як-130, составляет 3 т.

Машина также идет в рамках экспортных контрактов: за  последние годы Як-130 приобрели Алжир (16 штук), Бангладеш (16 штук), Мьянма (16 штук), Белоруссия (8 штук) и Лаос (4 штуки). В 2018 г. Россия реализовала контракт на поставку в Мьянму дополнительно шести учебно-боевых истребителей Як-130. Ранее Россия поставила в Мьянму десять Як-130 по контракту от 2015 г., а в 2016 г. стороны заключили второй контракт на дополнительную партию из шести самолетов.

На мировом рынке Як-130 соперничает с итальянским УБС М-346, который был создан итальянской компанией L`Alenia Aermacchi. Стоит напомнить, что на ранних этапах Як-130 разрабатывался совместно ОКБ им. А.С.Яковлева и итальянской L`Alenia Aermacchi. Но позднее, заключив денежное соглашение, стороны «подали на развод». К началу 2019 г. итальянцы построили около 90 УБС М-346. Часть из них стоит на вооружении ВВС Италии, часть поставлена в Израиль (30 машин), Польшу и Сингапур. По договоренности сторон, за компанией L’Alenia Aermacchi остались права на дистрибуцию и маркетинг самолета во всем мире, за исключением стран СНГ (включая Россию).

По заявлению представителя «Рособоронэкспорта» Сергея Горбенко, на сегодняшний день Россия заключила контракты на поставку порядка 100 самолетов Як-130. По неофициальной информации, в 2019 г. на  Иркутском авиазаводе  планируется изготовить около десяти машин Як-130.

 

Юрий Пономарев

Фото ОАК