Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Правительство России выделяет в 2019 г. из госбюджета средства в размере 2,22 млрд. руб. на развертывание серийного производства регионального самолета Ил-114-300
Согласно постановлению правительства от 27 марта 2019 г. №326, ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК)» предоставляются бюджетные инвестиции в размере 2,22 млрд. руб. «на капитальные вложения в объекты производственной инфраструктуры и послепродажного обслуживания самолетов Ил-114-300. Срок ввода объектов в эксплуатацию – 2021 год». Постановление опубликовано на сайте правительства России.
Согласно опубликованному документу, деньги выделяются в виде «взноса Российской Федерации в уставный капитал этого общества в целях последующего предоставления им взносов в уставные капиталы дочерних обществ на осуществление» проекта. На эти средства в рамках первого этапа намечено переоснастить и реконструировать производственные площади для серийного выпуска регионального самолета Ил-114-300 до 2021 г.
Финишная сборка турбовинтовой машины Ил-114-300 будет осуществляться на авиазаводе РСК «МиГ» в Луховицах. В подмосковных Луховицах запланировано реконструировать 4056 кв. метров производственных площадей с вводом их в строй в 2021 г. Согласно правительственному документу, предполагаемая предельная стоимость капитальных вложений составит 624,5 млн. руб.
Воронежский авиационный (ВАСО) будет поставлять в Луховицы ряд важнейших агрегатов: центроплан самолета, консольные части крыла в сборе с системами, включая трубопроводы и балки двигателя, закрылки и элероны; центральную часть крыла; хвостовое оперение в сборе с системами, рулями высоты и направления; зализ крыла; мотогондолы в сборе с системами. В Воронеже реконструкция и техническое перевооружение производства будет проведено на площади 1970 кв. м. к концу 2021 г. Общий объем капитальных вложений определен в сумму 920 млн. руб. Первую партию продукции для Ил-114-300 на ВАСО должны изготовить к марту 2019 г.
За Нижегородским авиазаводом (НАЗ) «Сокол» закреплено производство отеков фюзеляжа машины Ил-114-300. Нижегородский авиазавод будет отвечать за изготовление около 40% агрегатов и узлов машины Ил-114-300, как и ВАСО. Мощности, планируемые к вводу на НАЗ в 2021 г., составят 689 кв. м. Общий объем капитальных вложений – 337,8 млн. руб. Ульяновский «Авиастар» будет изготавливать панели фюзеляжа Ил-114-300, люки и двери. Мощности на «Авиастаре», подлежащие вводу в 2021 г., составят 1342 кв.м. Общий объем капитальных вложений – 546,7 млн. руб.
Следует сказать, что в кооперации по серийному производству самолета Ил-114-300 также участвуют такие предприятия, как «Авиастар-СП», «АэроКомпозит», «Гидромаш», «Полет» «Теплообменник» и др.
Выкатку опытного образца самолет Ил-114-300 намечено провести в Жуковском летом 2019 г. Первый опытный Ил-114-300, предназначенный для летных испытаний, делают из машины № 01-08, выпущенной на Ташкентском авиазаводе в 1994 г., которая находилась все эти годы на хранении в ЛИиДБ компании «Ильюшин». Первый полет первого опытного Ил-114-300 планируется произвести в первой половине 2020 г. Второй летный образец намечено построить в 2020 г. Планируется производить около двенадцати серийных Ил-114-300 ежегодно после 2021 г.
Справка сайта
Турбовинтовой самолет Ил-114 разработан ОКБ им. С.В.Ильюшина в конце 1980-х г. для эксплуатации на региональных воздушных линиях СССР. 29 марта 1990 г. Ил-114 совершил первый полет.
Изначально самолет проектировали с учетом особенностей эксплуатации в арктических условиях, надеясь создать на его базе машины для аэрофотосъемки, для пограничников и Военно-морского флота со временем патрулирования 10-11 часов и более.
До 2012 г. серийное производство различных модификаций самолета Ил-114 велось на Ташкентском авиазаводе (ТАПОиЧ). Всего с 1989 по 2012 гг. в Москве и Ташкенте было построено 20 самолетов семейства Ил-114. Сейчас в России в летном состоянии находится всего один самолет Ил-114 – летающая лаборатория Ил-114ЛЛ с российскими двигателями ТВ7-117СМ, принадлежащая санкт-петербургскому НПП «Радар-ММС». В Узбекистане в течение нескольких лет в эксплуатации в авиакомпании «Узбекистон Хаво Йуллари находилось семь пассажирских Ил-114-100 с канадскими двигателями PW127H. С 1 мая 2018 года узбекская авиакомпания прекратила коммерческую эксплуатацию самолетов Ил-114-100. Машины находятся на хранении.
На усовершенствованной машине Ил-114-300 будет установлен модернизированный комплекс цифровой пилотажно-навигационного и радиосвязного оборудования ЦПНК-114М2 разработки НИИАО и РПКБ. За счет перехода на авионику нового поколения масса блоков ЦПНК-114М2 сократиться вдвое и составит около 265-270 кг. В рамках программы по импортозамещению разработчики Ил-114-300 решили отказаться от установки, в частности, радиосвязного оборудования и бесплатформенной курсовертикали (БКВ) американской компании «Коллинз» (Collins).
Доработки для усовершенствованной машины Ил-114-300 также включают применение новых кабелей с переходом на провода из современных материалов. Это дает экономию массы около 400 кг. Вместе с другими мероприятиями по замене на более совершенное оборудование это позволит сократить массу пустого снаряженного самолета Ил-114-300 и повысить дальность полета с 64 пассажирами до 1900 км.
На самолете установят в качестве силовой установки отечественные турбовинтовые двигатели ТВ7-117СТ-01, что позволит, по утверждению разработчиков, увеличить дальность полета самолета, по сравнению с Ил-114.
Для самолета Ил-114-300 принята система эксплуатации по техническому состоянию без капитальных ремонтов, обеспечивающая поддержание требуемого уровня летной годности при минимальных эксплуатационных расходах в пределах ресурса 30 тыс. летных часов или и срок службы 30 лет.
Юрий Пономарев
Фото ПАО «ОАК»