Авиалайнеры МС-21-300 и «Суперджет-100»– приоритетные проекты 2019 г. в области гражданской авиации

Совет директоров ОАК определил главные проекты корпорации в текущем 2019 г.

1 февраля 2019 г. состоялся Совет директоров Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), на котором обсудили и приняли перечень приоритетных направлений работы корпорации на 2019 г. На мероприятии, прошедшем под руководством председателя Совета директоров, министра промышленности и торговли Дениса Мантурова, был детально рассмотрен ход работ по гражданским программам МС-21 и «Суперджет-100» (SJ-100).

Самолет МС-21-300

28 января премьер-министр Дмитрий Медведев провел в подмосковных Горках совещание со своими заместителями, в рамках которого обсуждалась реализация программы по созданию перспективного ближне-среднемагистального самолета МС-21. Ранее 25 декабря Д.Медведевым было подписано постановление № 36, в котором утверждены «правила предоставления субсидий из федерального бюджета изготовителям воздушных судов и их составных частей на финансирование затрат, связанных с созданием, производством, реализацией и обслуживанием самолетов семейства МС-21». В рамках исполнения постановления № 36 российское правительство дополнительно профинансирует из федерального бюджета создание, производство и техобслуживание самолета МС-21 в размере 10,5 млрд. руб. Субсидии в размере 1,6, 4,1 и 4,8 млрд. рублей будут выделены в 2019 г., 2020 г. и 2021 г. соответственно. Финансирование осуществляется в рамках госпрограммы «Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 гг.».

Госсубсидии в 2019 г. в размере 1,6 млрд. руб. направят, в частности, на уплату процентов по кредитам, которые были взяты для реализации проекта, а также оплату ряда других расходов, включая приобретение тренажеров для летного состава, средств наземного обслуживания и на создание склада запасных частей. Предоставление 10,5 млрд. руб. увязано с объемом выпуска авиалайнеров и другими количественными параметрами. В 2019- 2023 гг. должно быть произведено не менее 30 самолетов МС-21, а также составные части авиалайнера в количестве, необходимом для такого объема выпуска. В эти же сроки покупателям должно быть предоставлено не менее 30 гарантий изготовителя воздушных судов (ВC). В отношении финансового обеспечения затрат, связанных с обслуживанием ВС оговорено «формирование не позднее 31 декабря 2023 г. оборотного склада запасных частей в размере не менее 300 единиц, заключение не позднее 31 декабря 2023 г. сервисных соглашений на обслуживание не менее 30 воздушных судов».

После совещания в Горках вице-премьер Юрий Борисов, сообщил представителям СМИ, что «завершение сертификационных испытаний МC-21запланировано на вторую половину 2020 г. На сегодняшний день проведено уже 122 полета двух опытных образцов авиалайнера. Все идет в графике, у нас нет сомнений, что самолет встанет на крыло именно в обозначенные сроки. Сейчас идет процесс развертывания серийного производства самолета».

С декабря 2018 г. контрольный пакет акций ПАО «ОАК» принадлежит госкорпорации «Ростех». Непонятно, на каком этапе «Ростех» из собственных средств вложит в разработку семейства авиалайнеров МС-21 обещанные 40 млрд. руб.

Самолет SJ-100

В третьей декаде декабря 2018 г. руководитель компании «ГСС» Александр Рубцов заявил в интервью на ТВ, что в 2019 г. «мы рассчитываем выйти на цифру 28, в перспективе планируем поставлять 30-35 самолетов SJ-100 ежегодно в течение ближайших семи лет». В начале нынешнего года компания «Гражданские самолеты Сухого (ГСС)» сообщила, что в 2018 г. на авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре (КнАФ) изготовлено 24 самолета «Суперджет-100» (SJ-100), а не 28 машин, как ранее планировалось.

Уменьшение объемов выпуска региональных самолетов SJ-100 связывают с необходимостью ликвидировать нехватку российско-французских двигателей SaM146 для авиалайнера в подменном фонде, т.е. еще несколько самолетов можно было достроить в 2018 г., но для них не было двигателей SaM146. В компании ГСС знают о дефиците двигателей SaM146 в подменном фонде, а также о причинах этого дефицита.

Проблема увеличения количества двигателей для машины «Суперджет-100» в подменном фонде остро встала в 2018 г. Компания «ГСС» стала все чаще получать «сигналы» от авиакомпаний о конструктивных недостатках горячей части двигателя SaM146, за создание и серийное производство которой отвечает французская компания Safran (бывш. Snecma).

Выяснилось, что в камерах сгорания или маслосборниках горячей части двигателя SaM146 стали появляться трещины после двух-четырех тысяч часов налета (примерно на втором году эксплуатации самолета), а в ряде случаев и после 1 тыс. часов налета. Трещины стали появляются в два раза быстрее, чем это оговорено гарантией: через 2-4 тыс. летных часов вместо 7,5-8 тыс. летных часов. Из-за трещин двигатель SaM146 необходимо отправлять на капитальный ремонт. В декабре 2018 г. было объявлено, что в компании Safran доработали производимую камеру сгорания.

3 января 2019 г. новый серийный авиалайнер SJ-100 с регистрационным № RA-89118 перелетел из Центра поставки АО «ГСС» в Жуковском в базовый аэропорт авиакомпании «Северсталь» в г. Череповец. Это был первый авиалайнер SJ-100, поставленный компанией «ГСС» в 2019 г.

25 января 2019 г. на аэродроме в Комсомольске-на-Aмуре совершил первый полет очередной серийный пассажирский самолет «Суперджет-100» с регистрационным № RA-89136, предназначенный для Государственной транспортный лизинговой компании (ГТЛК). Это 177-й самолет семейства «Суперджет-100».

Юрий Пономарев

 

На снимке:  самолета "Суперджет-100"

Фото ОАК