Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
В начале ноября нынешнего 2018 года Минобороны России утвердило тактико-техническое задание на новый средний военно-транспортный самолет (СВТС) Ил-276
Сначала в марте 2018 г. Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) и Минпромторговли России утвердили тактико-техническое задание (ТТЗ) на СВТС Ил-276. Согласно официальным заявлениям, в настоящее время в ОКБ компании «Ильюшин» ведется эскизное проектирование среднего военно-транспортного самолета Ил-276, которое планируют завершить в 2019 г. Уже утвержден перечень соисполнителей опытно-конструкторских работ (ОКР).
Разработка ведется сразу с двумя типами двигателей: на первом этапе самолет будет оснащен двумя двигателями ПС-90А-76, на втором – двумя модернизированными двигателями ПД-14.
По заявлению разработчиков, «впервые в истории создания военно-транспортных самолетов ТТЗ подготовлено под нормы Минобороны и под требования Международной организации гражданской авиации (ICAO), что позволит существенно сократить сроки проведения сертификации самолета и ускорить его введение в сферу гражданского применения».
Необходимо сказать, что весной текущего года ЦАГИ и компания «Ильюшин» согласовали программу совместных работ по совершенствованию аэродинамических характеристик перспективного СВТС Ил-276. В 2017 г. в аэродинамических трубах (АДТ) ЦАГИ был проведен большой цикл испытаний СВТС Ил-276. В частности, целью исследований являлось определение аэродинамических характеристик (АДХ) модели летательного аппарата с механизированным крылом на режимах взлета и посадки. Также важным моментом работ стало исследование влияния близости земной поверхности (в экспериментах ее имитировал экран) на взлетно-посадочные характеристики самолета.
История создания СВТС начинается с 2000-х годов как российско-индийский проект по созданию многоцелевого транспортного самолета (МТС). Базовое соглашение о разработке и производстве МТС партнеры подписали в сентябре 2010 г. Ожидалось, что первый полет машина MTС совершит в 2017 г., а ее серийное производство планировалось начать в 2019 г. В 2015 г. индийская сторона вышла из проекта. Компания «Ильюшин» продолжила работы по разработке самолета самостоятельно в инициативном порядке. В 2017 г. СВТС получил наименование Ил-276.
Перспективный отечественный СВТС будет способен перевозить груз массой 12 т на расстояние до 3,7 тыс км, а груз массой 20 т – на дальность до 2 тыс км с крейсерской скоростью до 800 км/ч. Намечено, что в 2019 г. начнется разработка инженерного тренажера машины. Первый полет перспективного СВТС запланирован на 2023 г., начало серийного производства – на 2026 г. Планируется создать на базе транспортного варианта самолет-топливозаправщик, самолет-ретранслятор и воздушный госпиталь.
Юрий Пономарев
Фото пресс-службы ЦАГИ
На снимке: модель СВТС Ил-276 в АДТ T-102 ЦАГИ