Натурный макет части фюзеляжа российско-китайского авиалайнера CR929 первые показали широкой публике

На «Эйршоу Чайна-2018» впервые был продемонстрирован полномасштабный макет создаваемого пассажирского самолета CR929

На прошедшем в начале ноября международном авиасалоне «Эйршоу Чайна-2018» в китайском Чжухае Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) совместно с китайской компанией COMAC впервые продемонстрировали полномасштабный макет широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета CR929. Макет представлял концепции организации пространства в салонах для пассажиров первого, бизнес и экономического классов, а также кабины экипажа российско-китайского авиалайнера CR929. Длина макета масштабом 1:1 составила 22 м, высота – 6,5 м, ширина – 5,9 м.

Авиалайнер CR929 создается специалистами российско-китайского СП CRAIC (China-Russia Commercial Aircraft International Corp.) – Китайско-российской международной коммерческой авиастроительной корпорацией, зарегистрированной в Шанхае. Инженерный центр по разработке широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета собираются разместить в России (в Жуковском), а финальную сборку авиалайнера – осуществлять в Шанхае.

Первые соглашения по авиалайнеру CR929 были подписаны на правительственном уровне в 2014 г. В сентябре 2017 г. проект широкофюзеляжного дальнемагистральнего самолета (ШФДМС) получил официальное наименование – CR929. Предполагаемая стоимость разработки перспективного авиалайнера озвучена в сумму около $ 20 млрд. Цена одного экземпляра самолета CR929 определена в $ 113,5-117,8 млн. Разработчики CR929, приняли решение, что в течение первых лет серийного выпуска машина должна быть на 20% дешевле зарубежных конкурентов.

Базовая версия самолета CR929-600 в трехклассной компоновке будет способна перевозить 280 пассажиров на расстояние до 12 тыс км. Семейство самолетов будет состоять также из модификаций с удлиненным фюзеляжем (модель CR929-700 с количеством кресел на 320 пассажиров) и укороченным фюзеляжем (модель CR929-500 – 230 кресел).

Cейчас над проектом авиалайнера работает объединенная российско-китайская инженерная группа, которую возглавляет с российской стороны главный конструктор Максим Литвинов (компания «Гражданские самолеты Сухого») и с китайской стороны – главный конструктор Чен Инчун (компания COMAC).

В настоящее время программа CR929 находится на этапе Gate-3: эскизного проектирования и процедуры отбора поставщиков. К завершению этого этапа (ожидаемые сроки – середина 2019 г.) будет сформирован окончательный облик самолета CR929. На данном этапе будут разработаны требования к системам самолета, проведены экспериментально-исследовательские работы в области аэродинамики, выбраны материалы. Должны быть подготовлены и направлены запросы потенциальным поставщикам на предложения, получены ответы и по результатам анализа сформирован список поставщиков (Short List). Также будут проведены встречи с авиакомпаниями по уточнению их требований к самолету. Помимо этого планируется определить производственную кооперацию, разработать систему послепродажного обслуживания, стратегию продаж.

Компания CRAIC планировала начать постройку первого прототипа машины CR929 в 2021 г., в 2023 г. провести первый полет, а в 2025 г. совершить первую поставку заказчику. Президент ОАК Юрий Слюсарь во время авиасалона «Эйршоу Чайна-2018» сказал, что изначально запланированное на 2025 г. начало поставок российско-китайского авиалайнера CR929 звучит «слегка оптимистично», но первый полет CR929 точно должен быть проведен в 2023 г.

Юрий Пономарев

 

Фото ОАК