Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Летные и стендовые испытания самолетов MC-21-300, SSJ-100 и др. в Жуковском и Казани
МС-21-300
На аэродроме ЛИИ им. М.М.Громова продолжаются сертификационные испытания авиалайнера МС-21-300. После проведенных доработок в октябре нынешнего года к летным испытаниям подключился второй летный образец самолета МС-21-300 (№ 0003). В сентябре авиалайнер МС-21-300 (№ 0001) прошел этап испытаний на сваливание.
По сообщению пресс-службы ЦАГИ, в середине октября специалисты провели сертификационные статические испытания планера самолета МС-21-300 на один из основных расчетных случаев – максимальную нагрузку при посадке.
Как сказано в пресс-релизе, в ходе исследований на стенде к планеру статического образца МС-21-300 (№ 0002) сначала прикладывались эксплуатационные силовые воздействия, равные 67% от расчетных; а на последующих этапах они повышались до 90%. Для определения расчетных значений в этом случае использовался коэффициент безопасности 1,5. Наибольшим нагрузкам подверглись опоры шасси, хвостовая часть фюзеляжа и центроплан самолета.
Следующим важным этапом станет проведение сертификационных статических испытаний на случай максимального кручения фюзеляжа. В полете авиалайнер может совершить такой маневр при воздействии непрерывной боковой турбулентности.
Недавно Счетная палата РФ провела проверку программы по созданию ближне-среднемагистрального самолета семейства МС-21. Совокупная стоимость проекта в рублях выросла в 2,3 раза, срок создания самолета МС-21-300 увеличился на 3 года. Кроме того, было отложено решение о разработке самолета МС-21-400. На реализацию проекта в целом уже направлено более 158 млрд руб. Сейчас общая стоимость проекта до 2025 г. оценивается в 437,4 млрд руб.
SSJ-100
В Жуковском сейчас готовится к летным испытаниям самолет «Сухой Суперджет-100» (SSJ-100) с бортовым № 97012, который оснастили в Летно-испытательном комплексе (ЛИК) законцовками крыла. Это первая серийная машина, оснащенная законцовками крыла, она была построена на авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре в марте 2018 г., и вторая, имеющая на подобные усовершенствования на концах консолей крыла.
Региональный авиалайнера SSJ-100 с заводским № 95032 и бортовым № 97006, оснащенный законцовками крыла, совершил первый полет в Жуковском 21 декабря 2017 г. Самолет SSJ-100 с бортовым № 97006 был изготовлен в феврале 2013 г.
12 июля нынешнего года планер машины с бортовым № 97006, проходящий летные испытания, был поврежден во время аварийной посадки на аэродроме ЛИИ им.М.М.Громова с неполностью выпущенной правой стойкой шасси. После аварийной посадки потребовался ремонт самолета. Эта машина сейчас готовится в ЛИК компании «Гражданские самолеты Сухого (ГСС)» к продолжению летных испытаний. Для того чтобы завершить сертификацию самолета SSJ-100, оснащенного законцовками крыла, во втором квартале 2019 г., было решено подключить к испытаниям второй усовершенствованный авиалайнер. Ранее сертификацию модернизированной машины намечалось завершить в декабре 2018 г.
Конфигурация законцовок крыла в виде сабли, установленная на SSJ-100 стала результатом комплекса расчетных исследований, инженерных и экспериментальных работ, проведенных разработчиком самолета – компанией «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) при участии специалистов ЦАГИ. Разработчики самолета утверждают, что горизонтальные законцовки крыла позволят улучшить аэродинамику авиалайнера и тем самым сократить расход топлива. Результаты продувок, проведенных в аэродинамической трубе (АДТ) ЦАГИ в 2012 г. показали, что законцовки крыла позволят улучшить характеристики самолета при крейсерском режиме полета не менее чем на 3%, а также улучшить взлетно-посадочные характеристики самолета. Увеличение подъемной силы крыла с помощью установленных законцовок позволит расширить ограничения по базированию авиалайнера в условиях жаркого климата и высокогорья, а также позволит снизить уровень шума на местности.
Ту-214ЛМК
До конца 2018 г. на Казанском авиазаводе (КАЗ) планируется поднять в воздух летающую лабораторию – самолет Ту-214ЛМК. Главный конструктор многофункционального летно-моделирующего комплекса (ЛМК-214) Валерий Бендеров. Машина Ту-214 ЛМК создана на базе авиалайнера Ту-214, который был построен в 2003 г. и в течение нескольких лет возил пассажиров в коммерческих авиакомпаниях.
Работа над созданием летающей лаборатории Ту-214МЛК велась несколько лет на Казанском авиазаводе. Еще в начале 2014 г. на портале госзакупок появилась информация о работах по реконструкции и техническому перевооружению стендовой базы (многофункциональному летно-моделирующему комплексу ЛМК-214) в компании «Туполев».
По сообщениям СМИ, летающую лабораторию Ту-214МЛК создали для отработки комплексов бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) модернизированных сверхзвуковых бомбардировщиков Ту-160М2 и Ту-22М3М и в перспективе для проекта по разработке БРЭО для перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК-ДА).
Юрий Пономарев
Фото НПК «Иркут»