Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
Сроки начала летно-конструкторских испытаний нового отечественного топливозаправщика – самолета Ил-78М-90А из-за доработок постоянно сдвигаются
Опытный образец модернизированного топливозаправщика – машина Ил-78М-90А (регистрационный № 78741, серийный № 0201) строился на «Авиастаре» более трех лет. Выкатка нового самолета из цеха окончательной сборки Ульяновского авиазавода «Авиастар» состоялась 29 ноября прошлого года. По официальной информации, первый раз в воздух усовершенствованную модификацию топливозаправщика подняли 25 января 2018 г., а по неофициальной информации, фактически это был третий полет опытной машины, а первый полет самолета Ил-78М-90А состоялся 19 января 2018 г.
В августе нынешнего года пресс-служба дивизиона транспортной авиации Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) сообщила, что летно-конструкторские испытания нового топливозаправщика Ил-78М-90А начнутся в августе 2018 г. после покраски самолета на территории компании «Спектр-Авиа». Процесс покраски воздушного судна был выполнен за 12 рабочих дней. Это преподнесли для СМИ как очень важное событие. Затем покрашенный Ил-78М-90А передали на Летно-испытательную станцию «Авиастара» и вновь наступила длительная пауза.
«Построенный на предприятии АО «Авиастар-СП» новейший российский топливозаправщик Ил-78М-90А успешно прошел все наземные испытания… До конца года мы планируем завершить летно-конструкторские испытания этого борта и начать совместные государственные», – заявил в июле первый заместитель генерального директора ПАО «Ил» Павел Черенков.
Следует сказать, что опытный образец Ил-78М-90А создан на базе машины Ил-76МД-90А. Сроки создания Ил-78М-90А были сдвинуты, так как требования к новому топливозаправщику со стороны Минобороны России изменялись в ходе реализации проекта. Окончательное решение было таково: построить конвертируемый вариант, то есть самолет может быть как топливозаправщиком, так и обычным военно-транспортным самолетом. Ранее намечалось, что машина Ил-78М-90А будет только топливозаправщиком.
Машина Ил-78М-90А станет основным отечественным топливозаправщиком, приспособленным для дозаправки в воздухе. Одновременно самолет сможет заправить в воздухе два самолета фронтовой авиации (истребители Су-27 и МиГ-29). Для выполнения этой операции будут использоваться агрегаты, установленные на крыле. С хвостовой части фюзеляжа смогут заправляться самолеты дальней и специальной авиации. На земле Ил-78М-90А сможет обеспечить топливом до четырех воздушных судов одновременно.
В середине прошедшего лета на «Авиастаре» побывал заместитель министра обороны России Алексей Криворучко с целью проверки выполнения гособоронзаказа на ульяновском авиазаводе. Алексей Юрьевич также ознакомился с процессом подготовки к испытаниям перспективного топливозаправщика Ил-78М-90А. Он сообщил представителям СМИ, что Минобороны России рассматривает возможность заключения контракта на поставку не менее 14 самолетов-заправщиков Ил-78М-90А до 2027 г.
«Но прежде всего мы ожидаем получения положительных результатов государственных испытаний опытного образца самолета Ил-78М-90А, которые планируется начать в этом году», – добавил заместитель министра обороны по вооружению.
Необходимо сказать, что в ОАК принято решение о создании нескольких центров компетенции в производстве самолетов. В частности, в их число вошли два центра, находящиеся в сфере деятельности дивизиона транспортной авиации во главе с ПАО «Ил». В рамках ульяновского «Авиастар-СП» формируются центры специализации «Люки и двери» и «Фюзеляжные панели», а на Воронежском авиазаводе (ВАСО) – центр специализации «Мотогондолы и пилоны».
АО «Авиастар» также является крупнейшим кооперантом в программе по созданию перспективного ближне-среднемагистрального самолета МС-21. В его цехах изготавливаются комплекты панелей для отсеков фюзеляжа Ф1, Ф2, Ф3, Ф4 и Ф5, подкилевой отсек и отсек ВСУ, все 11 дверей, а также хвостовое оперение – киль и стабилизатор в сборе с рулями направления и высоты для авиалайнера МС-21.
Юрий Пономарев
Фото пресс-службы ПАО «Ил»