Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
16 августа 2018 г. на Казанском авиазаводе состоялась церемония выкатки из сборочного цеха опытного образца модернизированного сверхзвукового тяжелого бомбардировщика – машины Ту-22М3М
По утверждению разработчиков, во время проведенной глубокой модернизации на самолете Ту-22М3М было на 80% обновлено бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО). В частности, на обновленной машине было установлено новое навигационное, связное, прицельное оборудование, системы управления двигателями и топливной автоматикой, система радиоэлектронного противодействия. Также обновлена часть общесамолетного оборудования. Модернизированный самолет также оснащен новой информационно-управляющей системой (ИУС) с цифровой индикацией в кабине экипажа, обладающей функциями интеллектуальной поддержки действий экипажа. Результатом проведенных работ стало значительное расширение боевого потенциала авиационного комплекса Ту-22М3М, включая повышение боевой эффективности и увеличение боевого радиуса, его эксплуатационных характеристик. Значительная часть нового БРЭО унифицирована с БРЭО сверхзвукового бомбардировщика Ту-160М.
Разработчики усовершенствованной машины утверждают, что в результате глубокой модернизации увеличится скорость полета и дальность Ту-22М3М. В настоящее время максимальная скорость полета строевого Ту-22М3 составляет (при высотном полете) более 2 тыс км/ч, а дальность полета – около 6 тыс км.
По заявлению разработчиков Ту-22М3М, расширена номенклатура средств вооружения, которые будет нести усовершенствованный бомбардировщик. В частности, самолет будет вооружен двумя высокоточными крылатыми ракетами Х-32 (класса «воздух-поверхность») или четырьмя гиперзвуковыми ракетами Х-47М2 «Кинжал» (класса «воздух-поверхность»). Предполагается, что ракеты Х-32 поступят на вооружение Дальней Авиации ВКС России до 2020 г. Ракеты Х-47М2, размещаемые на сверхзвуковых истребителях-перехватчиках МиГ-31К, сейчас проходят эксплуатационные войсковые испытания. Новые ракетные комплексы должны заменить нынешнее базовое вооружение сверхзвукового бомбардировщика Ту-22М3.
Руководитель компании «Туполев» Александр Конюхов заявил, что первый полет модернизированного бомбардировщика с изменяемой стреловидностью крыла состоится до конца сентября нынешнего года, а заводские испытания пройдут с сентября до конца декабря 2018 г., затем самолет будет передан на государственные совместные испытания (ГСИ).
По результатам государственных совместных испытаний будет принято решение об объеме первой партии строевых самолетов варианта Ту-22М3, которые будут модернизированы. Предполагается, что она составит около 30 машин. Намечается, что компания «Туполев» начнет глубокую модернизацию парка дальних ракетоносцев-бомбардировщиков Ту-22М3 на Казанском авиазаводе в 2019 г. Глубокая модернизация позволит расширить боевые возможности самолета, а также значительно продлить сроки эксплуатации парка дальних ракетоносцев-бомбардировщиков модели Ту-22М3 ВКС России, неплохо показавших себя в ходе боевых действий в Сирии.
Юрий Пономарев
На снимке: бомбардировщик Ту-22М3 с ракетой Х-32
Фото ПАО «ОАК»