Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
В первой декаде августа 2018 г. на Ульяновском авиазаводе «Авиастар» была завершена постройка пятого серийного военно-транспортного самолета Ил-76МД-90А
Военно-транспортный самолет (ВТС) Ил-76МД-90А (№ 0109), построенный в АО «Авиастар-СП», уже передан в цех под покраску, затем машина поступит на Летно-испытательную станцию (ЛИС).
По заявлению управляющего директора АО «Авиастар-СП» Василия Донцова, осенью 2018 г. в ЛИС передадут следующий серийный самолет (шестой) – машину Ил-76МД-90А с № 0110. Минобороны России заявило, что в 2018 г. планирует получить три модернизированных тяжелых ВТС Ил-76МД-90А. Когда состоится выкатка седьмой серийной машины Ил-76МД-90А (№ 0111), пока не ясно.
Следует сказать, что в прошлом году на «Авиастаре» не было построено ни одного самолета модели Ил-76МД-90А, был только достроен опытный образец модернизированного топливозаправщика – машина Ил-78М-90А (бортовой № 201). Выкатка нового самолета из цеха окончательной сборки Ульяновского авиазавода «Авиастар» состоялась 29 ноября прошлого года. Первый раз в воздух усовершенствованную модификацию топливозаправщика подняли 25 января 2018 г. Машина строилась на «Авиастаре» более трех лет.
Столь медленные темпы постройки самолетов на Ульяновском авиазаводе связаны с тем, что в конце осени 2016 г. работы в цехе окончательной сборки «Авиастара» были приостановлены для реконструкции цеха. В цеху начали устанавливать поточные линии для сборки планеров машин Ил-76МД/ТД-90А – основной продукции предприятия на ближайшее десятилетие.
Длина цеха – 500 м, ширина – 100 м. Вначале проект по постройке поточной сборочной линии для машин семейства Ил-76 прошел госэкспертизу. Проект разработан в России. Новая линия сборки рассчитана на выпуск 18 модернизированных самолетов марки Ил-76МД/ТД-90А в год. Поточная линия сборки (ПЛС), включая стенды бесстапельной сборки, полностью разработана и изготовлена в России отечественными специалистами. В России сегодня есть две подобные линии, но обе они импортные, их стоимость приблизительно на 30-40% выше отечественной системы. Автоматизированная линия основана на применении современных технологий бесстапельной сборки, которые используются на ведущих авиазаводах мира.
Установка поточной линии потянула за собой перепланировку цеха окончательной сборки. Также был подготовлен план реконструкции остальных цехов с расчетом на новый темп выпуска самолетов. В цехе окончательной сборки были установлены автоматизированные стенды стыковки отсеков фюзеляжа, автоматизированные стенды стыковки планера самолета и др.
В заготовительно-штамповочном и механо-каркасном производстве были установлены и уже работают современные обрабатывающие комплексы. Параллельно с монтажом поточной линии в других цехах продолжали работу по изготовлению деталей и агрегатов для самолетов семейства Ил-76МД/ТД-90А. Также параллельно производился набор и обучение персонала для работы на новой поточной линии.
В 2019 г. планируется изготовить четыре машины семейства Ил-76 и далее по нарастающей увеличивать темп выпуска серийных машин.
Досье сайта
Тяжелый военно-транспортный самолет Ил-76МД-90А является глубоко модернизированной версией хорошо зарекомендовавшего себя самолета Ил-76МД. На усовершенствованной машине установлены двигатели ПС-90А-76, новое крыло (применяются длинномерные панели), ВСУ ТА-12А, цифровая САУ-76, прицельно-навигационный пилотажный комплекс «Купол-III-76М» с экранной индикацией, комплексная система электронной индикации и сигнализации КСЭИС-КН-76 с 8-ю МФИ, обеспечивающая индикацию параметров самолетных систем, пилотажных и навигационных параметров и др.
Юрий Пономарев
Фото ОАК
На снимке: выкатка ВТС Ил-76МД-90А (№ 0109)