Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
В мае 2018 г. исполнилось десять лет, как совершил первый полет региональный самолет «Сухой Суперджет-100» (SSJ-100)
В 2011 г. новый отечественный региональный авиалайнер получил сертификат типа Авиационного регистра Межгосударственного авиационного комитета, выполнив большую программу испытаний, и начал перевозить пассажиров. Через год SSJ-100 стал первым российским пассажирским самолетом, сертифицированным в соответствии с авиационными правилами Европейского агентства по авиационной безопасности EASA в категории «транспортный самолет» (пассажирский).
30 мая нынешнего года на аэродроме авиазавода в Комсомольске-на-Aмуре совершил первый полет очередной серийный пассажирский самолет SSJ-100 модели LR. Машина с заводским № 95163 и временной регистрацией № 97013 предназначен для компании ирландской авиакомпании «СитиДжет» (CityJet). Это 160-й построенный «Сухой Суперджет-100» и девятый с начала текущего года. На Летно-испытательной станции дальневосточного авиазавода в процессе подготовки к летно-сдаточным испытаниям находится 161-й самолет SSJ-100 с заводским № 95164 и временной регистрацией № 97014, предназначенный для мексиканской авиакомпании «Интерджет» (Interjet).
На 1 июня 2018 г. суммарно построено 161 самолет SSJ-100, из них 3 машины для статических испытаний и 157 летных экземпляров, в том числе 5 предсерийных экземпляров, 127 самолетов передано заказчикам. С начала текущего года на начало июня построено 9 самолетов. Сейчас темп производства на авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре – составляет приблизительно 2 самолета SSJ-100 в месяц.
В Жуковском продолжаются летные испытания авилайнера SSJ-100 с заводским № 95032 и бортовым № 97006, оснащенного законцовками крыла. Первый полет этой машины состоялся 21 декабря 2017 г. Конфигурация законцовок крыла в виде сабли, установленная на SSJ-100 (бортовой № 97006), стала результатом комплекса расчетных исследований, инженерных и экспериментальных работ, проведенных разработчиком самолета – компанией «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) при участии специалистов ЦАГИ.
Разработчики регионального самолета утверждают, что горизонтальные законцовки крыла позволят улучшить аэродинамику авиалайнера и тем самым сократить расход топлива. Результаты продувок, проведенных в аэродинамической трубе (АДТ) ЦАГИ в 2012 г. показали, что законцовки крыла позволят улучшить характеристики самолета при крейсерском режиме полета не менее чем на 3%, а также улучшить взлетно-посадочные характеристики самолета. Увеличение подъемной силы крыла с помощью установленных законцовок позволит расширить ограничения по базированию авиалайнера в условиях жаркого климата и высокогорья, а также позволит снизить уровень шума на местности
Комплект законцовок крыла был изготовлен на Воронежском авиазаводе. Материалы, используемые для производства законцовок крыла, сертифицированы как в России, так и за рубежом. В дальнейшем планируется устанавливать законцовки крыла на серийных машинах марки SSJ-100.
Сейчас в компании ГСС работают на двумя новыми моделями «Суперджета». Первая – это укороченная версия SSJ-100, рассчитанная на перевозку 75 пассажиров (сейчас 95-98 человек). По утверждению разработчиков, изменения при создании укороченной версии SSJ-100 на 75 кресел могут коснуться крыла, фюзеляжа, двигателя и авионики. На разработку новой модификации SSJ-100 намечается выделить 85 млрд руб. Самолет может выйти на рынок ориентировочно в конце 2022 – начале 2023 года.
Вторая новая модификация – это машина SSJ-100 с максимальным использованием комплектующих российского производства. Для авиакомпаний русифицированная версия, которая сейчас называется SSJ-100R, будет иметь около 50% бортового оборудования российского производства (сейчас доля зарубежного оборудования составляет более 60%).
Также при подготовке контракта с Минобороны России на 30-40 машин, готовится проект еще одной модификации SSJ-100R, в которой объем российского оборудования будет еще больше, по сравнению с тем, что сейчас предлагается на первом этапе для авиакомпаний развивающихся стран.
В соответствии с утвержденным планом, создание опытных образцов «русифицированного» авиалайнера планируется завершить к 2022 г., а с 2023 г. начать поставки силовым структурам и в специальный летный отряд (СЛО) «Россия», а с 2024 г. начать поставки этой модификации коммерческим заказчикам.
Юрий Пономарев
Фото ПАО «ОАК»