Авиационный Инновационный Кластер(АИК) – это объединение различных авиационных предприятий и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, консалтинговых компаний и т.д), которые за счет тесного взаимодействия друг с другом создают наиболее благоприятные условия для проектирования, внедрения и использования новых разработок и технологий.
На Таганрогском авиазаводе завершается изготовлении партии самолетов-амфибий Бе-200 для МЧС России
В середине марта нынешнего года в Таганроге начались приемо-сдаточные испытания очередного серийного самолета-амфибии Бе-200ЧС (бортовой № RF-31380, заводской № 306), построенного для МЧС России в рамках государственного контракта от 25 мая 2011 г. После прохождения программы предъявительских и приемо-сдаточных испытаний машина была передана в Хабаровский авиационно-спасательный центр МЧС 31 марта 2018 г.
Это четвертый самолет таганрогской сборки после переноса производства в Таганрог из Иркутска. Машина с № 306 была собрана и окрашена еще до начала января 2018 г. В 2017 г. на авиазаводе в Таганроге (ТАНТК им. Г.М.Бериева) после переноса производства были построены и сданы заказчику два самолета-амфибии Бе-200ЧС (заводские № 304 и № 305). Сейчас на этапе окончательной сборки находится машина с заводским № 307, и ведется постройка заключительного шестого самолета-амфибии (заводской № 308) для МЧС России.
Стоит напомнить, что на авиазаводе в Таганроге сборка первых узлов самолета-амфибии после переноса производства началась в 2011 г. Первый «таганрогский» Бе-200ЧС (заводской № 303) впервые поднялся в воздух летом 2016 г.
На машинах таганрогской сборки в соответствии с требованиями заказчика (МЧС РФ) были внесены существенные изменения в конструкцию самолета, более чем на 50% было обновлено бортовое оборудование. В частности, в результате проведенных специалистами НИИАО работ по усовершенствованию комплекса АРИА-200М, установленного на самолете-амфибии Бе-200ЧС, существенно расширены функциональные возможности интегрированного комплекса бортового радиоэлектронного оборудования (ИКБО) и самолета в целом. Были усовершенствованны основные системы комплекса АРИА-200М: блок вычислительных систем БВС-3000, блок концентрации сигналов БКС-3000, вычислительная система самолётовождения ВСС-95-1В и др. По утверждению разработчиков, усовершенствованные системы, входящие в комплекс АРИА-200М, имеют меньший вес, габариты, энергопотребление и более высокую надежность, по сравнению с комплексом АРИА-200.
В состав комплекса АРИА-200М введен вычислительный блок картографии, позволяющий формировать динамическое картографическое изображение подстилающей поверхности с указанием текущего местоположения самолета на карте, а также предусмотрены процедуры управления масштабом карты и др.
По предложению специалистов МЧС России на самолете Бе-200 МЧС устанавливается коллиматорный индикатор на лобовом стекле (ИЛС) с целью обеспечения точного сброса воды на очаг возгорания и для пилотирования в условиях плохой видимости из-за задымления. Оптика ИЛС произведена шведской компанией СААБ (SAAB). Вычислитель – российского производства. Программно-математическое обеспечение написано специалистами НИИАО. Система ИЛС прошла летные испытания на самолете Бе-200, который принадлежит Таганрогскому авиационно-техническому комплексу (ТАНТК) им. Г.М.Бериева.
Всего с 1998 г. построено 15 самолетов-амфибий Бе-200. В эксплуатации находится около 10 машин.
Юрий Пономарев
Фото ПАО «ТАНТК им. Г.М.Бериева»