Важные события конца 2017 г. в российской авиапромышленности: первый Ил-78М-90А и юбилейный «Сухой Суперджет-100»

В Ульяновске построили опытный образец усовершенствованного воздушного танкера – машину Ил-78М-90А, а в Комсомольске-на-Амуре 150-й экземпляр регионального авиалайнера SSJ-100

Ил-78М-90А

29 ноября из цеха окончательной сборки на Летно-испытательную станцию (ЛИС) Ульяновского авиазавода «Авиастар» был перемещен новый отечественный топливозаправщик Ил-78М-90А (бортовой № 201). Первый раз поднять в воздух новую усовершенствованную модификацию топливозаправщика намечено в конце декабря 2017 г. Машина строилась на «Авиастаре» более трех лет.

Самолет создан на базе машины Ил-76МД-90А. Сроки создания Ил-78М-90А были сдвинуты, так как требования к новому топливозаправщику изменялись в ходе реализации проекта. В конце концов было решено построить конвертируемый вариант, то есть самолет может быть как топливозаправщиком, так и обычным военно-транспортным самолетом. Ранее намечалось, что машина Ил-78М-90А будет только топливозаправщиком.

Машина Ил-78М-90А станет основным отечественным топливозаправщиком, приспособленным для дозаправки в воздухе. Одновременно самолет сможет заправить в воздухе два самолета фронтовой авиации (истребители Су-27 и МиГ-29). Для выполнения этой операции будут использоваться агрегаты, установленные на крыле. С хвостовой части фюзеляжа смогут заправляться самолеты дальней и специальной авиации. На земле Ил-78М-90А сможет обеспечить топливом до четырех воздушных судов одновременно.

Топливозаправщик Ил-78М-90А может также использоваться в качестве военно-транспортного самолета: он имеет рампу, оснащен десантным оборудованием, при необходимости на машине можно установить систему для пожаротушения.

SSJ-100

23 ноября 2017 г. на аэродроме авиазавода в Комсомольске-на-Амуре совершил первый полет юбилейный – 150-й (с учетом всех построенных машин) региональный авиалайнер «Сухой Суперджет-100» (SSJ-100).

Сборку машины, построенной в модификации «Сухой Суперджет-100LR», завершили 2 ноября нынешнего года и сразу передали на ЛИС филиала компании «Гражданские самолеты Сухого (ГСС)» на авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре. Заказчиком юбилейного самолета является Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК).

Необходимо сказать, что первый серийный самолет SSJ-100 (№ 95007) совершил первый полет в ноябре 2010 г. и был передан заказчику (армянской авиакомпании «Армавиа») 19 апреля 2011 г. Сотый самолет SSJ-100 (№ 95108) построили осенью 2015 г. Юбилейная машина поднялась первый раз в воздух в середине января 2016 г. Сейчас сотый «Суперджет» эксплуатируется в ирландской авиакомпании «СитиДжет».

К началу ноября 2017 г. построено 28 самолетов SSJ-100 и поставлено заказчикам 20 машин. Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) запланировала продать в 2017 г. 37 самолетов SSJ-100 и произвести 34 машин этой марки.

По данным компании ГСС, по состоянию на ноябрь 2017 г. в эксплуатации находится 105 самолетов SSJ-100. В общей сложности они выполнили более 230 тыс коммерческих рейсов продолжительностью свыше 350 тыс летных часов.

Юрий Пономарев

Фото пресс-службы  компании ГСС

На снимке: 150-й авиалайнер SSJ-100